Носители рыночных ценностей

Женщина-профессионал — типичный представитель среднего класса

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Недавнее (майское) исследование Института социологии РАН «Средний класс в современной России: 10 лет спустя» выявило интересные тенденции. Российский средний класс, по большей части, состоит из молодежи.

Численность среднего класса выросла в 2003-2008 годах с 29 до 34 процентов населения страны, затем сократилась до 26 процентов после кризиса 2008-го, но быстро восстановилась к 2011 году, а к началу 2014-го на долю среднего класса в России приходилось уже 42 процента всего населения. Это почти 60 миллионов человек, что сопоставимо, к примеру, с населением Франции.

Российский средний класс преимущественно городской и молодой: в мегаполисах он составляет большинство населения. Люди в возрасте до 40 лет обеспечивают 60 процентов его численности. В последние годы он увеличивался в основном за счет работников средней квалификации, в том числе в госсекторе.

Ключевую роль в формировании среднего класса сыграло развитие государственного сегмента. Так, его профессиональную основу, по данным Института социологии РАН, составляют работники госсектора. В ядре среднего класса их число достигло, по состоянию на 2014 год, 68 процентов, а в периферии — 43 процента. При этом ядро среднего класса демонстрирует максимальный уровень удовлетворенности своей работой (61 процент оценивает ее на хорошо) по сравнению как с периферией среднего класса (41 процент), так и с остальным населением (26 процентов). При этом число представителей среднего класса, чье благополучие зависит от бюджета, выросла примерно на 6 миллионов человек, а их доля в общей численности этого класса увеличилась на 4 процента.

При этом именно эти люди являются основным носителем рыночных ценностей. Несмотря на зависимость от государства, все меньше представителей среднего класса желают расширения его сферы контроля и ужесточения существующих порядков.

Только за последний год доля сторонников твердой руки в среднем классе сократилась с 61 до 52 процентов, доля приверженцев демократии выросла с 31 до 40 процентов. Среди молодежи 21-25 лет они составляют большинство в 59 процентов. Доля тех, кто тратит свое свободное время на дополнительное образование и повышение квалификации, в ядре среднего класса в 2,5 раза выше (15 процентов), чем в целом по стране (6 процентов), однако даже в ядре среднего класса (это видно из таблицы) доля инвестирующих свое свободное время в повышение квалификации за десять лет сократилась вдвое. Сворачивание инвестиций в дополнительное образование и квалификацию является общероссийской тенденцией, и этим средний класс страны сильно отличается от иностранных аналогов.

Любопытно, что бытующее представление о среднем классе как о молодом человеке мужского пола является неверным. Типичным представителем среднего класса как раз является молодая женщина-профессионал с высшим образованием из крупного города, работающая по специальности, удовлетворенная своим социальным положением, доходом, карьерой и ростом возможностей для предпринимательства. Ядром нового среднего класса являются именно молодые успешные женщины и женщины среднего возраста.

Голосуйте за участников проекта!

Другие материалы

14:16 29 декабря 2014

Читающие и спортивные

Работодатели и молодежь нашли общий язык
Главный редактор «Ленты.ру» Алексей Гореславский
17:41 25 декабря 2014

«Молодые умеют держать удар»

Эксперты проекта об уникальных качествах поколения П
Дмитрий Абзалов
15:03 23 декабря 2014

«Формируйте собственные цели»

Дмитрий Абзалов о пульсирующем существовании молодежи
Александр Кокорин
19:46 22 декабря 2014

«Не бойтесь своих страхов и чужих мнений»

Победители проекта о своем поколении
21:08 15 декабря 2014

«Постигал профессию пошагово»

Станислав Егоров о победе в Чемпионате WorldSkills и увлечении Ремарком
Андрей Блайда
20:53 15 декабря 2014

«Полет — нормальный!»

Пилот Андрей Блайда о возрождении престижа своей профессии