Стандартным сравнением России с Европой или Америкой уже никого не удивишь. Маркетинговое агентство JWT сравнило взгляды и предпочтения молодых людей до 35 лет из стран БРИК — России, Бразилии, Индии и Китая.
Повод сравнить молодежь этих стран действительно есть: так или иначе, начиная с 1990-х все страны проходили процесс встраивания в мировую систему, постепенно отказываясь от прежней более закрытой экономической модели (хотя степень закрытости в каждой из них была разной). Кроме того, все четыре страны последнее десятилетие прожили в условиях бурного экономического подъема, что, естественно, не могло не сказаться на самоощущении тех, чье взросление пришлось именно на эти годы.
Разумеется, общества Индии и России или Китая и Бразилии немало отличаются между собой. Однако результаты исследования наглядно демонстрируют, что в отношении молодежи слишком уж полагаться на стереотипные представления о разных странах все-таки не стоит.
Например, один из опросов показал, что именно россияне наиболее склонны регистрировать свои семейные отношения. Среди опрошенных наших соотечественников женатыми оказались 57 процентов — это больше, чем в Индии (48 процентов) и в Китае (47 процентов), в Бразилии этот показатель вообще равен 35 процентам. Кстати, нежелание бразильской молодежи жениться может объясняться как не особенной заботой о соблюдении традиционных моделей поведения, так и экономическими причинами.
При этом тот факт, что в России женятся чаще, чем в гораздо более патриархальной Индии, говорит именно о традиционности нравов на субконтиненте. Для индусов женитьба — слишком ответственное мероприятие, решение о котором может приниматься всей семьей с учетом многих критериев, включая принадлежность к определенным социальным кругам или касте.
Странно это или нет, российское поколение до 35 лет по сравнению со сверстниками из других стран БРИК довольно беззаботно относится к расчету собственного финансового положения. Признавая важность финансовой независимости примерно на одном уровне с участниками опроса из других стран (в России о важности этого состояния заявили 87 процентов, в Китае — 93), молодые россияне сообщают, что управление финансами не представляет для них сложностей (стресс в этой связи испытывают 36 процентов россиян, тогда как в Китае и Бразилии 55 и 56 процентов, соответственно).
Авторы исследования замечают, что бразильцам вообще сложно привыкать к необходимости считать деньги, так как еще недавно страна жила в условиях гиперинфляции и считать что бы то ни было оказывалось бесполезно. Однако в случае России речь именно о том, что вести сложные расчеты и подсчитывать каждую копейку у россиян до 35 лет просто нет особой необходимости. Популярность потребительских кредитов в достаточной степени подтверждает эту мысль. Стоит заметить, что среди опрошенных россиян меньше всего оказалось тех, кто признался, что вынужден чаще, чем в прошлые годы, покупать поношенные и бывшие в употреблении вещи (об этом заявили 19 процентов опрошенных в России, тогда как в Индии утвердительно на этот вопрос ответили 56 респондентов из 100).
Интересно при этом, что среди россиян наибольшее число участников опроса согласились с мнением, что правильной инвестицией в будущее станет открытие собственного бизнеса (об этом заявили 77 процентов опрошенных, тогда как в Бразилии с этим согласились 67 процентов, а в Индии — 49). При этом открыть свое дело в случае потери работы в России готово наименьшее число опрошенных (62 процента при среднем уровне по странам БРИКС в 71 процент). Зато именно российские респонденты выделили предпринимательство как лучший вариант занятий для достижения социальной мобильности (так ответили 35 процентов опрошенных), нигде больше в странах БРИК предпринимательство в числе приоритетных способов достижения мобильности не называлось.
В то же время россияне в возрасте до 35 лет меньше всего склонны рассматривать обучение за рубежом и работу на глобальные компании как важные критерии успеха (с мнением о важности обучения за рубежом согласились 62 процента опрошенных в России при среднем по БРИК уровне в 81 процент). О желании найти работу в транснациональных корпорациях заявили 60 процентов опрошенных россиян, в других странах этот показатель равен 76 процентам. В какой-то мере это свидетельствует о том, что представления о полном развале российского высшего образования все же преувеличены и что в России существует больше вариантов престижной работы в национальных, а не международных компаниях.
Стоит заметить, что российская молодежь чаще, чем сверстники из других стран, склонна заявлять о том, что именно традиции связывают нацию воедино. Так считают 88 процентов опрошенных. А 83 процента озабочены, по крайней мере на декларативном уровне, исчезновением старых традиций (это, опять же, максимальный показатель по БРИК).
Как бы это ни показалось странным, но среди молодежи стран БРИК мы лидируем и по числу осуждающих гомосексуализм: об этом заявили 4/5 опрошенных в России, тогда как в Индии — 65 процентов, а в Китае — 49. Вместе с тем только 17 процентов россиян до 35 лет осуждают совместную жизнь вне брака, в Бразилии этот показатель равен 29 процентам, а в Индии — 63. И это до определенной степени показывает, какое общество действительно подчинено патриархальным традициям, а в каком любят ими спекулировать.
Кроме того, россияне в меньшей степени, чем сверстники из других стран БРИК, склонны разделять ценности коллективизма. И если при ответе на вопрос о важности превращения мира в лучшее место для новых поколений российские респонденты отвечают положительно в 82 процентах случаев (при среднем показателе 86 процентов), то в необходимости говорить «мы», а не «я», если речь идет о проблемах всемирного характера, уверен только каждый второй (при среднем показателе 68 процентов).
Подводим итог. На фоне сверстников из Бразилии, Китая и Индии россияне в возрасте до 35 лет не особенно заботятся о сбережениях, не склонны осуждать людей по таким пустякам, как внебрачное сожительство, однако болезненнее реагируют на вопрос однополых отношений. Они склонны ценить свою культуру и считают, что ей угрожает опасность, однако вряд ли готовы к коллективным действиям для ее защиты. Они ценят индивидуализм — позитивно относятся к предпринимательству и скептически к коллективизму во имя всего хорошего.
Нормальное поколение, живущее в относительном достатке, довольное собой и своим местом. Не склонное бросаться и немедленно все менять, хотя и беспокоящееся о том, что старые добрые традиции обязательно нужно сохранять. Пожалуй, это можно назвать неглубоким консерватизмом — весьма удобной идеологией в период относительной стабильности и довольства.