В советском кинохите «Приключения Электроника» западные гангстеры, задумавшие похитить московского робота-уникума, были озабочены одним, но мучительным вопросом: где же у Электроника спрятана потаенная кнопка, при нажатии на которую он будет безропотно исполнять все хозяйские («родительские») желания. В конце концов, оказалось, что никакой кнопки у талантливого робота нет. Более того, он вырвался из заданных схем и зажил самостоятельной полноценной человеческой жизнью.
«Само понятие «молодежь» размыто»
Поиски пресловутой «кнопки» у подрастающего поколения продолжаются до сих пор — универсальный алгоритм управления молодежью интересует как общество, так и власть. Но реальность оказывается куда сложней — непредсказуемость и креативность молодых заставляет отказаться от привычных шаблонов, «кнопок» и схем.
Когда заходит речь об обобщенном образе поколения П, соцопросы, а также экспертные мнения поражают набором взаимоисключающих характеристик. Нигилизм может соседствовать с воинственным патриотизмом, невежество с исключительной образованностью, а равнодушие с беспримерным уровнем гражданской активности. Вечная проблема «отцов и детей» сегодня переходит на качественно иной уровень — старшие и младшие учатся находить точки соприкосновения в стремительно меняющихся условиях информационного общества. В этих рамках мозаичность сознания молодых является не слабостью или недостатком, а инструментом выживания и социальной адаптации. Это данность, определяющая жизненное кредо поколения П.
Фонд Общественное мнение регулярно проводит исследования, пытаясь нарисовать портрет современного поколения. Директор проектов ФОМ, доктор наук Лариса Паутова в материале «Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения», подытоживая результаты последних опросов, сосредоточила свое внимание на полярности определений, которые дают в своих ответах представители разных возрастных групп. Как всегда, истина покоится где-то посередине споров «отцов и детей».
По мнению Паутовой, сегодня размыто само понятие «молодежи», это скорее привычная аналитическая конструкция. В реальности такой монолитной социальной группы нет. Существует множество различий по возрасту, образованию, доходу, месту проживания (мегаполис, небольшой город, село), региону, сфере занятости, психологическим качествам, общественному статусу. Сочетание подобных факторов вырабатывает разные стили жизни, которые удачно подмечены в киносериалах «Реальные пацаны», «Интерны», «Даешь молодежь», «Наша Раша» и т.п. Но, с другой стороны, говорить об общепоколенческих чертах можно и нужно.
«Помогать пенсионерам стало модно»
Респонденты ФОМа отмечают взаимоисключающие качества молодых: образованные — глупые, ранние — инфантильные, все познавшие — малоопытные, активные — ленивые. Казалось бы, большая часть россиян уверена в том, что среди молодежи больше целеустремленных, ставящих перед собой определенные жизненные цели (61 процент). Однако, по мнению почти половины опрошенных (47 процентов), современная молодежь не любит работать, работает плохо. Об этом нередко сообщают даже сами респонденты в возрасте 18–30 лет (38 процентов). Неумение работать — пожалуй, одна из основных претензий в адрес «поколения игреков».
Среди других негативных качеств, лидирующих в опросах — наглость, невоспитанность (12 процентов), безответственность, меркантильность, лень (по 5 процентов), безнравственность (4 процента), отсутствие патриотизма, отсутствие целей в жизни (по 3 процента), вредные привычки, стремление к легкой жизни, отсутствие сплоченности, агрессивность и жестокость (по 2 процента)
Среди положительных черт, отмечаемых в новом поколении, преобладают «продвинутость», владение современными технологиями (12 процентов), информированность (10 процентов), независимость, уверенность (10 процентов) активность, целеустремленность (4 процента). Несмотря на всеобщие сетования на неграмотность и необразованность молодых, почти половина участников опроса утверждают, что сейчас молодёжь более развитая, образованная, умная, нежели в 70–80-е годы XX века (43 процента).
Резко полярные оценки нового поколения неудивительны. Такова природа поколенческих стереотипов. Оптимисты ищут в молодежи доказательства того, что все не так уж плохо («у нас замечательная молодежь»). Критики идеализируют себя в молодости и беспокоятся за будущее («мы хотим знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание»). Для старших разговор о молодых — это также рассказ о себе, перенос своих идеалов на новое поколение. Другой вопрос, насколько шаблонное мышление пожилых респондентов позволяет создать объективный образ их потомков.
Однако, как считает Лариса Паутова, самой молодежи здесь тоже нельзя беспрекословно доверять. Очевидно, что в их сознание вмонтирован другой код, расшифровать который пока затруднительно. Это сознание лепится мощным, ярким и очень пестрым потоком информации. Несмотря на запрограммированный юношеский максимализм, молодые привыкли жить в мире, где есть выбор. Если что-то не нравится, новые люди легко «закрывают окно» и кликают на новую ссылку. Совсем другое восприятие мира, без жестких «скреп» и глубоких корней. Это не хорошо, не плохо. Но отсюда множество «казусов» в ответах молодежи, ведь крайности легко уживаются.
Например, большинство респондентов из поколения П считает себя патриотами (61 процент), при этом многие опрошенные действительно демонстрируют невысокий уровень исторических знаний. В тоже время, несмотря на внешнюю «равнодушность», нынешняя молодежь социально активна — в ней ярко выражен тренд на волонтерство, благотворительность, краудфандинг. «Поколение нулевых иногда называют социально ориентированным поколением, — отмечает Лариса Паутова. — Это, безусловно, положительное явление... Помню, когда в конце 80-х я предложила в классе провести акцию помощи одиноким больным пенсионерам, меня восприняли как странную или застрявшую в советской пропаганде. А сейчас это модно».
Цифры говорят сами за себя. Организовать субботник, чтобы прибраться в лесопарковой зоне, готовы 44 процента молодых россиян, помогать незнакомым людям — 78 процентов. Новое поколение чаще говорит, что способно расстаться с деньгами на благотворительные акции (например, 45 процентов готовы пожертвовать деньги на лечение ребенка, 32 процента принимали участие в благотворительных акциях в последний год). Это, конечно же, радует и активистов гражданского общества, и исследователей.
«Скоро они нас сильно удивят»
Впрочем, социальная активность не всегда коррелируется с политической. О своем желании принять участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста молодые говорят нечасто (10–12 процентов). Впрочем, почти половина (45 процентов) сообщили, что приняли бы участие в акции протеста против фальсификаций на выборах. Молодежь по-прежнему сообщает об одобрении деятельности президента и партии власти (в сентябре доверие Путину — около 80 процентов, «Единой России» — 56 процентов). Политические рейтинги в этой группе такие же высокие, как и среди людей старших возрастов. Новое поколение сравнительно бодро оценивает свое экономическое положение и его перспективы (81 процент определяют свой уровень жизни как средний и выше). Ситуацию в России юноши и девушки также воспринимают скорее позитивно, о кризисе говорят реже остальных.
Современные молодые люди склонны к перемене мест. Глобализм шагает по планете. Молодежь любит товары глобальных брендов, много путешествует, активно потребляет глобальную культуру. Стоит оговориться, что молодых, ведущих именно «глобальный стиль жизни», не более 20 процентов, в крупных городах больше. Но это мобильные, образованные, активные, открытые новшествам, свободолюбивые, и социально ответственные люди. В целом, же молодежь скорее «глокальная»: на поверхности — любовь к глобальным брендам, в душе же большинство — традиционалисты.
Поколение нынешних 20-30-летних сформировано стабильностью «нулевых», расцветом социальных сетей, потребительским бумом и гипертрофированным вниманием СМИ и исследователей. В общем виде исследования демонстрируют такие качества молодых как индивидуализм, стремление к успеху, уверенность в своем будущем, прагматизм, коммуникабельность, более выраженная склонность к творчеству и увлечениям, растущая ориентация на семейные ценности.
«В целом, очень симпатичные ребята, — констатирует Лариса Паутова. — Но совсем другие. Да, они сильно раздражают старших, прежде всего иным отношением к работе и учебе. В поколении нулевых собраны черты, которые одновременно не нравятся самым разным людям: работодателям, родителям, интеллектуалам, либералам, консерваторам, успешным офисным менеджерам, опасающимся конкуренции. Взоры прикованы к нынешним подросткам, которым не позавидуешь. От этого поколения много ожидают: одни революционного порыва, другие большей ответственности и созидательности. Я думаю, что они нас скоро сильно удивят».