Научный мир в наше время глобален. Возможно, даже в большей степени, чем другие общественные сферы. Поэтому любой молодой ученый из России — особенно если речь идет о точных и естественных науках — едва ли рассматривает свою жизнь и карьеру в отрыве от остального мира и мировых научных центров.
Возрастные преимущества
Проблемы, с которыми сталкиваются молодые ученые, также носят общемировой характер. В этом смысле идеальных мест для занятия наукой нет, что, впрочем, не отменяет больший или меньший набор сравнительных преимуществ в разных странах.
Если говорить о перспективах для молодых ученых в России, то, как ни странно, таким преимуществом в ближайшее время может стать скорость карьерного продвижения. В обширном докладе «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы», составленном в 2012 году для Совета при президенте по науке и образованию, отмечается, что в вузах и научных центрах возраст руководящих работников неуклонно снижается.
Отчасти это обусловлено установкой предельного возраста для занятия подобных должностей. Однако для этого есть и вполне естественные причины. В условиях недофинансирования первого десятилетия постсоветской эпохи наука стремительно «состарилась» — остались только те, кто к крушению СССР уже занимал устраивающее его положение, не желал или не мог менять профессию или уехать за границу. Сейчас это поколение уходит в силу естественных причин.
При этом научных работников старше сорока в России относительно мало — из-за всех сложностей, с которыми был связан выбор научной карьеры на протяжении двух десятилетий постсоветской истории. Таким образом молодые ученые, пришедшие в науку, когда положение в российских научных центрах и вузах относительно стабилизировалось, получили естественные преимущества.
Жить в России, работать за границей
Впрочем выбирать карьеру научного менеджера желают далеко не все, поэтому отъезд за границу и продолжение научных занятий за рубежом часто видится вполне естественной опцией. К тому же отъезд не означает обрубания связи с отечественной научной средой. Согласно данным опросов, приводимых в том же докладе, наиболее оптимальной для себя ситуацией большинство молодых ученых считают постоянное проживание в России с периодическими стажировками за рубежом. Так что речь идет, скорее, о повышении мобильности, возможности попробовать себя в разных научных средах и о том, что Россия — не изолированная часть научного мира.
Другой вопрос заключается в возможности построения такой карьерной траектории. Так или иначе, отъезд ученых за рубеж в настоящее время воспринимается в обществе с пониманием. Согласно данным ФОМ от 2013 года 67 процентов населения не готовы осуждать сделавших такой выбор (при этом в 2001 году число осуждающих было три четверти). Сами молодые ученые, по данным доклада, называют главной причиной отъезда за рубеж низкие зарплаты (76 процентов), снижение престижа интеллектуального труда (53 процента) и отсутствие возможности реализовать научный потенциал (50 процентов).
Первую причину государство намерено решить радикально: согласно официальным планам, к 2018 году зарплата ученого должна вдвое превышать среднюю по экономике. Правда, в настоящее время зарплата молодого научного работника составляет 20-25 тысяч рублей с некоторым количеством возможных надбавок. Несколько исключений в виде Курчатовского института или Инновационного центра в Сколоково пока общей картины не меняют.
Финансовые тиски: от Испании до Шри-Ланки
Однако возможность реализоваться в научной среде не бывает идеальной ни в одном регионе мира. Во всяком случае, такой вывод можно сделать, исходя из исследования, проведенного в 2013 году Global young Academy, проводившей опросы молодых научных работников из разных частей света (страны выбирались по произвольному принципу, Россия в исследовании не участвовала). На недостаток финансирования, как главное препятствие в эффективной деятельности, указывают от 54 до 71 процентов опрошенных во всех странах мира.
При этом для опроса выбирались страны с очень разной степенью развитости научной среды — в частности, в опросе участвовали ученые из Канады, Бразилии, Нигерии и Шри-Ланки. Однако во всех странах около половины опрошенных сообщали, что не уверены в том, что смогут достать финансирование для своих работ на следующий год. При этом самую высокую степень неуверенности за свои рабочие места испытывали респонденты из Германии — больше 83 процентов (в развивающихся странах степень опасения была заметно меньше).
Общей проблемой для молодых ученых стал и экономический кризис, точнее, применяемые меры по борьбе с финансовыми сложностями путем жесткой бюджетной экономии. На серьезные проблемы в сохранении образованного кадрового потенциала — в том числе научных работников — жаловались общественные организации в странах Южной Европы. Например, министр труда Испании Фатима Баньес в 2013 году сообщила, что страну покинул каждый десятый инженер, также массово уезжают из страны и преподаватели. Впрочем, на то, что страну в связи с секвестрованием финансирования научных работ покидают наиболее талантливые ученые, жалуются даже в США — обеспокоенный материал на эту тему, в частности, помещало интернет-издание The Huffington Post. Согласно приводимым в статье свидетельствам, отсутствие гарантированного финансирования и необходимость более жестко конкурировать за меньшие объемы грантов вынуждает ученых либо искать какие-то более комфортные страны, либо просто прекращать заниматься наукой.
Разумеется, тут многое зависит от сравнения — тревога части американского научного сообщества не означает, что научные центры США теряют привлекательность и что Россия обладает теми же научными возможностями, что и США. Это лишь гворит о том, что молодые ученые из России делают свой выбор, исходя из самых разных факторов. В том числе и из того, какая страна или находящаяся в ней научная школа может предоставить лучшие условия в каждый момент карьеры молодого специалиста.