Виталий Ларионов
17 лет, автогонщик. Сначала осваивал гоночные трассы за рулем карта. В 14 лет впервые сел за руль спортпрототипа МитДжет и в 15 лет дебютировал в итальянской Формуле-2000, где триумфально выступил на этапе в Монце: завоевал подиум в абсолютном зачете и победу в классе до 17 лет. В 2013 году выступал в Formula Abarth, где четырежды поднимался на подиум и стал серебряным призером зачета Trofeo Nazionale. В 2014 году перешел в Formula Renault 2.0 ALPS. Пилот команды SMP Racing.
«В межсезонье я — обычный студент»
«Лента.ру»: Помните, с чего началось ваше увлечение?
Виталий Ларионов: Честно говоря, не очень. Мне было всего-то четыре года! В картинг привел отец. В молодости он увлекался гонками, участвовал в ралли, в прошлом веке ездил на «Волге», в начале этого — поехал на МитДжете, куда впоследствии пересадил и меня. Он рассказывал, что в детстве пристегивал меня к карту обычным собачим поводком и водил по картодрому…
За всеми гоночными сериями не уследишь? МитДжет — это что?
МитДжет появилась в результате мирового экономического кризиса, когда большой автомобильный спорт стал очень дорогим. Французы придумали гоночную серию, которая оказалась значительно бюджетнее, чем все остальные. Серия получила свое развитие во всей Европе. В 2010 году она пришла в Россию, а уже на следующий год в ней поехал я. Это спортивный автомобиль начального уровня, впрочем, он интересен как любителям, так и профессионалам. Нечто среднее между картом и гоночным болидом. Машина недорогая и простая в управлении.
В 2012-м году я проехал уже полный сезон в МитДжете, заметно прогрессировал, и меня пригласили на тесты Формулы Рено. Обучали, показывали, как работать с новой техникой. Уже через месяц вышел на свою первую формульную гонку в Монце. Помню, шел проливной дождь. А на Формуле Рено нет ни освещения трассы, ни фар на болиде — ничего! Тяжелым оказался дебют, но уже в следующей гонке у меня был первый подиум — занял третье место.
А сколько у вас вообще призов и подиумов за карьеру?
Кубков тридцать уже есть! Самым успешным для меня был 2013 год. Итальянский чемпионат Formula Abarth я закончил на втором месте. Это был зачет новичков — тех, кто ездит первый год. В профессиональной среде их называют «руки». В конце 2013 года меня пересадили на Формулу Рено. В межсезонье мы активно готовились к дебюту — постоянные тесты, тренировки, сборы. Мыли, разбирали машины. Были нацелены на результат, и тесты показывали, что готовы сражаться на равных с ведущими командами Европы. У этих гонок нет статуса чемпионата Старого Света, но в них задействованы все ведущие европейские трассы и порядка 40 пилотов со всего мира. В апреле дебютировал в Имоле, удачно квалифицировался. К сожалению, до финиша не доехал. Через месяц должен был состояться этап во французском По — очень интересная городская гонка. Прилетаю с отцом в Барселону, дальше мы должны были двигаться во Францию, но последовал неожиданный звонок от менеджера об отмене нашего участия в гонке. Титульный спонсор не смог перевести деньги команде…
Как я понимаю, сказались санкции Евросоюза в отношении России.
Вы правы. Санкции против России многое усложнили, но не поставили крест на нашей общей работе. В команде, которую я представляю, десятки пилотов. Автогонки — это не хоккей и не футбол. В них нет сборных той или иной страны. В России существует организация SMP Racing, все машины ездят в цветах российского флага. Она была создана два года назад при поддержке СМП-Банка и его владельца Бориса Ротенберга. Он сам увлекается автогонками, стал привлекать в них талантливых молодых ребят.
То есть десятки российских гонщиков из-за санкций остались без международной практики. Какой был найден выход для вас?
Этот год я проехал в российской серии кольцевых гонок за команду «Лукойл Рейсинг». Предоставили мне «Ладу Калину» — мы ее за ярко-красный цвет называем «ягодой». Она выглядела очень достойно — на равных боролись с «Рено» и «Фольксвагеном». Два этапа пришлось «вкатываться» в машину, поскольку пересел «в кабину» с открытых формулических колес. Привыкал, переучивался, подстраивался. Огромное спасибо за этот этап моей жизни руководителю команды «Лукойл Рейсинг» Евгению Владимировичу Малиновскому. Мало того, что он в самый разгар чемпионата рискнул и согласился взять меня в команду вообще из другого класса, так еще и очень плотно занялся мной лично. В России он вообще считается гуру отечественного автоспорта, воспитал кучу чемпионов и, естественно, его помощь в переходе из формулы в «кузов» была для меня бесценна. Рад, что у меня была возможность с ним поработать.
А эти пересаживания с машины на машину, из серии в серию сложны для профессионального гонщика?
Если гонщик быстрый, он будет таким и в формуле, и на грузовике, и в кузовной машине, ему просто понадобится какое-то время для адаптации. Для профессионала эти сложности преодолимы.
Помимо гонок остается время на нормальную человеческую жизнь?
В межсезонье — я обычный студент, учусь в МАДИ на факультете автомобильного транспорта. Моя специальность — инженер-механик. В принципе, собрать-разобрать машину могу своими руками. Но с гоночным болидом один человек не справится, работает целая команда. Проехал тест или сессию, снимаю шлем — сразу к инженеру, обсуждаю с ним, как ведет себя машина. Связка «инженер-пилот» очень важна. Пилот рассказывает инженеру, чего он хочет добиться от ходовых качеств болида, вместе они анализируют проблему, а далее тот дает указание команде механиков, где что поменять.
А если спросить о хобби? Или вы всего себя отдаете автоспорту?
Я вообще спорт люблю. Это, видимо, от деда. Помню, придет он домой, включит телевизор — в основном спортивные трансляции. Легкая атлетика, плавание, биатлон. Все смотрел вместе с ним. Имена всех великих спортсменов знал — и его поколения, и уже нынешних. Уле-Эйнар Бьёрндален, Майкл Фелпс, Усейн Болт. И у нас таких много: Елена Исинбаева, Александр Легков, десятки выдающихся атлетов. Кстати, жду, не дождусь, когда выпадет первый снег. Снова встану на беговые лыжи…
За кого болеете?
Как за кого?! За наших! За Россию! Если говорить о клубах, то за «Динамо». SMP Racing и «Динамо» — партнеры. Логотип клуба у меня был на болиде.
Девушки в вашей жизни присутствуют? Не ворчат, что вы постоянно на гонках и одни автомобили в голове?
Любимой и единственной пока нет…
А как вы вообще смотрите на постоянство в отношениях? Молодо-зелено-ветрено?
Если найду девушку, с которой захотел бы жить, с которой мне будет хорошо и комфортно, другие станут неинтересны. Но пока я такую не встретил!
«Во время гонки друзей нет»
Многие специалисты из Европы признают: Россия переживает автогоночный бум. Вы — внутри этого процесса — ощущаете перемены?
На мой взгляд, развитие российского спорта вообще, и автогоночного в частности, идет сумасшедшими темпами. С появлением автодромов, спонсоров, людей увлеченных и желающих ездить, Россия имеет все шансы стать лучше Европы. Уровень наших автодромов, особенно в Сочи, уже соответствует международным стандартам. Говорю не для красного словца. Мы, пилоты российской серии кольцевых гонок, одними из первых осваивали сочинскую трассу. Она не только не проигрывает, но даже в чем-то лучше иностранных треков, таких как в Абу-Даби. Пит-билдинг, боксы, где размещаются команды, трибуны — уникальны, в Европе я такого нигде не видел.
Возможно, пока у нас еще нет автогоночной культуры. Сколько лет нашим новым российским автодромам? Пять и меньше! А автодрому в Монце — 90 лет! Нам просто нужно какое-то время, чтобы обрести эту культуру. К примеру, в уже упомянутой Монце для очистки трассы не используют спецтехнику — метут трек метелкой. Дело в том, что там в асфальт вкатан вековой слой микрочастиц автомобильной резины, а это улучшает сцепление автомобиля с покрытием. Нам еще надо учится подобным тонкостям.
Так мы догоним? Или даже перегоним Европу?
Почему бы и нет? В автоспорте законодателем мод является именно Европа. Весь гоночный мир сосредоточен здесь. В Формуле-1 сейчас осталось девять команд, две базируются в Италии, остальные — в Великобритании. В США гонки «Наскар» и «Индикар» тоже популярны, но они держатся обособлено.
SMP Racing уже на следующий год проведет свою формульную серию в России. Это делается для того, чтобы в своей стране мы могли растить юных пилотов. Что делать молодому спортсмену, которому всего 15-16 лет, а он уже освоил картинг или МитДжет? Куда ему дальше двигаться? Раньше главные российские таланты уезжали на Запад осваивать формулические болиды за другие команды. А теперь мы можем проводить эти гонки у себя на родине. Уже есть несколько машин в России, на будущий год их будет, как минимум, пятнадцать, а вполне возможно, что все 25. Это очень серьезный шаг вперед.
Или другой пример. Уже сейчас в России в кузовных гонках принимает участие 50-60 пилотов. Это же здорово! Развивается география автоспорта: Москва, Татарстан, Нижний Новгород, Смоленск, Сочи. А еще четыре года назад мы ездили только в Мячково. Сперва в одну сторону, потом — в другую. Иногда выезжали на трассу «Невское кольцо» в Питер. А сейчас у нас уже пять суперсовременных трасс. Строят еще одну. В Грозном. Причем с размахом.
Самый драматический момент в вашей карьере?
Возвращаемся к вопросу о санкциях! Кто-то скажет, что я пострадал от их введения. Считаю, что в какой-то степени даже что-то приобрел! В первый момент не знал, что делать. Было некоторое волнение по поводу дальнейшей карьеры. Но абсолютно неожиданно для себя попал в российский чемпионат и понял: надо добиваться результата здесь и идти дальше.
А ярких моментов в карьере было уже немало. Обгоны на пределе возможностей болида, когда понимаешь: еще чуть-чуть и вылетишь с трассы. А если в повороте у тебя один соперник на внутренней стороне трека и другой на внешней, ты должен сам не улететь и их обогнать — это чувства, которые не передать словами. И конечно же, подиум! Ты поднимаешься на верхнюю ступень пьедестала, ты обогнал сегодня всех, ты — сильнейший!
Для вас так важно побеждать?
Да. Это как наркотик. Очень внутреннее ощущение! В гонках есть два типа пилотов. Одним важно не последним прийти к финишу. Для них это просто хобби, увлечение. В основном, это бизнесмены, которые платят за свое участие в соревнованиях. Да, они тоже работают, стремятся показать хорошее время, но для них и третье место — уже результат, как говорится, прыгнул выше головы.
Если же я стал вторым, значит, не показал максимум того, что могу и умею! Решающий фактор победы в гонке — грамотное взаимодействие пилота, машины и команды. Не все зависит от одного мастерства пилота. Но даже если у тебя машина слабее, надо бороться, шансы всегда есть.
Как вы оцениваете участие Виталия Петрова, а потом и Даниила Квята в гонках Формулы-1 Что дает это российскому автоспорту? Вас мы там увидим когда-нибудь?
Примеры этих людей очень важны для молодых российских гонщиков. Знаком и с одним, и с другим. Даниил Квят у меня вызывает огромнейшее уважение. К двадцати годам он очень многого добился сам. Да, у него был за плечами спонсор, без этого в нашем виде спорта невозможно, но работа, которую он проделал, феноменальна.
А в Формулу-1 сам очень хочу! Стремление оказаться в ней велико, но попадание туда зависит от многих факторов. В первую очередь, от мастерства и целеустремленности пилота. Сюда же добавляются опыт, финансовая поддержка, количество тренировок и тестов. Если все эти факторы совпадут, успех обязательно придет…
Как складываются отношения в среде пилотов?
Этот круг очень узок, с футболом не сравнишь. Особенно в России, где не так много людей осведомлено, что происходит в мире автоспорта. В этой зоне — все друзья. Но как только пилот закрывает забрало шлема — друзей нет, только стремление вперед. Да, возникают ситуации, когда во время гонки один ведет себя некорректно, сбивает другого, подрезает. Но это гонки! Такое было, есть и будет! Для этого существует коллегия спортивных комиссаров, которая разбирает подобные случаи и выносит свое решение.
Вы оказывались в таких ситуациях?
Бывало. И победы лишался…
«Мое поколение позитивно»
А если взять ваших друзей из непрофессиональной, негоночной среды. Вы-то, по крайней мере, уже четко видите свое место в будущем. А они нашли себя?
Многие из школьных, институтских друзей тоже достойны уважения. Думаю, они уже понимают, чего хотят. В нашем классе было 22 человека, и после окончания московской гимназии № 1532 в Теплом Стане большинство поступили туда, куда хотели, занимаются тем, о чем мечтали. Недавно мы встречались, спрашивали у друг друга: как, что? Практически в один голос все говорили: тяжело, но интересно. Кто-то из моих одноклассников пошел осваивать творческую профессию, кто-то медицину, кто-то строительство. Есть, конечно, и скептики, но их гораздо меньше. Мое поколение все-таки позитивно.
Кстати, готовясь к интервью, открыл страничку проекта на «Ленте.ру» и увидел термин «Поколение П». Что вы имеете ввиду? Подразумевается, что мы — поколение Путина?
В декабре исполнится 15 лет, как он у власти. При нем выросло целое поколение молодежи. Вам самому было всего три года, когда он возглавил страну. Социологи признают, что ваше поколение очень сложное и неоднородное. А, на ваш взгляд, какая сейчас молодежь?
Я уверен, сейчас есть все условия, когда каждый может самореализоваться. Мир открыт: если ты активен, деятелен, талантлив, то можешь многого добиться. Причем твой талант играет на такую важную роль, как твое желание.
Вы ощущаете себя человеком мира?
Да. Обожаю путешествовать.
Кем вы видите себя вне гонок, после завершения спортивной карьеры?
Не помню, кто из великих сказал, но дословно звучало так: «Гонки — это жизнь. Все остальное — лишь ожидание». Чем больше живу, понимаю — это не так. Обожаю гонки — они часть меня, но еще очень много возможностей, которые нужно использовать. А оставаться спортсменом можно долго, и пока я себя не вижу кем-то другим, как минимум, ближайшие лет тридцать…