Денис Юсков
25 лет, конькобежец. Чемпион мира-2013 (1500 м), дважды бронзовый призер ЧМ-2012 (командная гонка, многоборье). В 17 лет записал на свое имя юниорские рекорды России на различных дистанциях, а в 19 оказался жертвой странного допингового скандала и был дисквалифицирован на 4 года. Вынужденный «отпуск» продлился чуть меньше — 3,5 года. К осени 2011-го Денис через суд доказал свою полную невиновность и вернулся на лед. В 2013-м выиграл чемпионат мира в Сочи на своей любимой дистанции 1500 м и на Игры-2014 поехал претендентом на золото — в глазах публики, в расчетах соперников и в собственных мечтах. В итоговом протоколе его секунды оказались на четвертой строчке, но у Юскова есть все, чтобы на следующей Олимпиаде подвинуть конкурентов. Он точно знает, чего хочет от жизни и от спорта, и умеет этого добиваться.
Лента. Ру: Ваше детство пришлось на 90-е — для взрослых это было непростое время, а каким оно запомнилось ребенку?
Денис Юсков: Я вообще поздно себя помню, какие-то отдельные кадры. Все было нормально, как у всех детей. Спорт, школа… Не голодали и не шиковали.
О чем тогда мечталось?
У меня были земные интересы. Тогда компьютеры появились, потом интернет. Помню, ребята хвастались — тому или другому «выделенку» провели. Собственный компьютер мне купили только лет в 15, но я не помню, чтобы сильно его хотел. Мы отлично играли в стрелялки вроде Counter-Strike с моим лучшим школьным другом. И слушали с его старшим братом модную электронную музыку.
Конькобежный спорт — не самый очевидный выбор для мальчишки.
Так я почти год думал, что футболом занимаюсь. И не знал даже, что такой вид спорта существует, со льдом никогда не сталкивался. Меня в секцию к тренеру Юрию Петрову, с которым мы до сих пор вместе работаем, порекомендовала учительница физкультуры. Мы занимались на стадионе «Молния» в Дмитровском районе Москвы. Это сейчас там ледовую коробку построили, школу шорт-трека открыли, а тогда льда там не было. Мы бегали, прыгали, играли. Ничего необычного.
И когда вы поняли, что готовитесь в конькобежцы, а не в футболисты?
Как-то тренер сказал нам, что завтра поедем на тренировку в другое место. И вот мы встретились, сели на маршрутку, потом ехали на метро в Черкизово. Там рядом со стадионом «Локомотив», который только-только построили, была ледовая коробка. Ну, а когда нам выдали коньки, понял, что к чему.
Расстроились?
Я не задавался вопросами, а что это? а надо ли мне это? Надел коньки и вышел на лед, пошел по бортику. Подумал — я это четко помню — что мне это очень не нравится. Я не мог контролировать процесс, чувствовал себя, будто заново учусь ходить. Но с нами на тренировку пришли ребята постарше и, когда я уже снимал коньки, увидел, как они входят в поворот. А там коробка совсем маленькая, крен на вираже еще больше. Мне это очень понравилось! Я дал себе слово научиться так же. Но это нескоро случилось. Было много роликов, разных падений, несколько лет тренировок. Вот когда в Москве построили конькобежный стадион в Крылатском, начался осмысленный спорт.
И учеба наверняка ушла на второй план. Родители не возражали?
Наоборот, мама поддерживала. Были моменты, когда я сильно уставал или на тренировке что-то не получалось, и я говорил, что хочу бросить. А она уговаривали — бросить всегда успеешь, походи еще.
Но вы же хотели играть в футбол — почему не поменяли секцию?
Мне в коньках очень нравилась динамика. Потом пошли первые успехи, и тренер постоянно внушал про мою одаренность, плюс новые коньки появились. На мои первые «клапы» — те, у которых пятка ботинка к лезвию не прикреплена — мама с трудом наскребла. И я поехал на первый ледовый сбор в Екатеринбург. Тогда это все еще мама оплачивала. Там, кстати, у меня украли дубленку. Наш тренер уехал со старшими ребятами на соревнования в Челябинск, а мы с соседом по номеру остались. После дневного сна у нас был назначен лед. Мой сосед решил пропустить тренировку — тренера-то все равно нет, и я один через весь город на метро поехал на стадион. Откатался, пришел в раздевалку, а дубленки нет. На улице минус 20. Старшие ребята выручили какой-то дополнительной одеждой, и я бегом до и от метро возвращался.
Вы все время вспоминаете про маму, а отец не участвовал в воспитании?
Родители развелись, когда мне было 9, с тех пор я с папой не общался. В детстве переживал из-за этой ситуации, не понимал, что происходит, но постепенно привык к тому, что у меня нет отца. Отчасти поэтому и повзрослел раньше сверстников. Он звонил мне в прошлом году — поздравить с победой на чемпионате мира.
И это не стало началом ваших новых отношений?
Нет. У меня есть понимание, что он мой отец, но прошло так много времени. У меня нет ненависти, но и желания общаться — тоже. Как-то все равно.
Ваша карьера поначалу складывалась очень успешно. Вы ставили рекорды по юношам и юниорам, а потом вдруг — бах — странный допинг-скандал в феврале 2008-го. Якобы марихуана, якобы свидетели, которым вы ее предлагали. Что почувствовали в тот момент, когда узнали, что вас дисквалифицировали на 4 года?
Это был шок, просто шок. Я человек спокойный, поэтому ничего не крушил, ни на кого не кричал. Переживал все только внутри себя, на окружающих это никак не сказывалось. Мы просто делали все возможное, чтобы доказать, что это неправда и несправедливо. В итоге так и получилось.
Но в спорт удалось вернуться только через 3,5 года.
Зато меня через суд полностью оправдали, мне удалось отстоять свое честное имя.
Почему не подавали встречный иск — вас ведь оклеветали?
А зачем? За время вне спорта я женился, у меня родился ребенок. Я не хотел никому мстить, просто хотел вернуться на дорожку. Чтобы снова надеть шапочку и очки, услышать выстрел пистолета. Думаю, злом даже на зло отвечать не стоит. Главное, что суд вынес решение — я чист. Оно у меня дома аккуратно в папочке хранится. Этого достаточно.
Чем зарабатывали на жизнь все это время?
Два года работал курьером в стоматологической клинике. Нормальная, но скучная работа. Пока ездил по Москве, было время подумать обо всем.
Но вы продолжали тренироваться?
Да, старался каждый день. С 9 до 17 работал, а потом на каток. Меня, правда, поначалу не пускали, но потом эту ситуацию уладили.
Вы очень рано женились, в 19 лет — сразу поняли, что встретили своего человека?
Да, мы с Аллой познакомились в октябре, в феврале или в марте стали жить вместе — знакомые с квартирой помогли, а в мае я сказал, что хочу сына. Мы подали заявление, в июне расписались, а через 9 месяцев у нас родился маленький пацанчик. Я старался помогать жене. И вставал в 5 утра, и укачивал, и в парке часами гулял.
Что было самым сложным в этот период?
Очень хотелось спать. Бывало, смотрел на сына и думал — когда же ты подрастешь? А сейчас Адриану почти пять — он в садик ходит, в секции шорт-трека занимается — смотришь на него и думаешь, как же быстро ты вырос! Все сложные моменты вскоре забываются.
Три важных правила жизни, которым вы хотите научить сына?
Честность, осторожность и лидерство.
Думаете, это реально совместить?
Да.
??Отца пятилетнего сына не пугают нынешние новости?
А должны?
Ну, санкции, бойкоты, война где-то совсем рядом, негатив по отношению к России со стороны западных стран…
Это, кстати, да. Неприятно. В июле на сборе в Германии мы крутили велосипед по дороге — в форме сборной России, а некоторые проезжающие мимо машины недовольно сигналили. Но у меня есть свой взгляд на ситуацию. Не хочу углубляться в политику, но мне кажется, что наши граждане сплотились. Думаю, глава государства на правильном пути и у него хорошая команда. Я полностью на них полагаюсь.
То есть вам нравится время, в котором мы живем?
Да, вполне. Хорошо, что сейчас, а не в каком-нибудь 15-м веке. Я люблю все эти блага цивилизации вроде ванны, душа и прочих приятных вещей.
Конькобежный спорт сильно изменился за время вашего отсутствия?
У нас в сборной многое поменялось. Пришел новый президент федерации, два иностранных тренера — Константин Полтавец и Маурицио Маркетто.
Об иностранных тренерах, которых во время подготовки к Сочи-2014 стало так много, сейчас много спорят. Вы считаете, что это полезный опыт или зря потраченные деньги?
Это важно и правильно. Все стало намного профессиональнее. Заграничные тренеры принесли много новой информации. Понимание тренировок, их структуры — что нужно больше работать в качестве, а не в количестве. Хотя, конечно, иностранные специалисты поначалу совсем не знали ребят. Просто секунд зачастую недостаточно — нужно видеть глаза спортсмена, понимать его потенциал. Та система, к которой мы в итоге пришли, потребовала больше времени.
Олимпиада в Сочи — это было здорово?
Очень. Причем с самого начала, с мелочей. Мы подъехали к олимпийской деревне на автобусе, и волонтеры стали помогать нам разгружать багаж. Такое в моей практике было впервые. Хорошие просторные номера. Море рядом. По всем каналам круглые сутки Олимпиада, Олимпиада. Куча сообщений, телефоны разрывались от звонков друзей и близких. Пришлось даже все отключить. Когда первую дистанцию бежал, среагировал на трибуны немного не так, как надо.
Разволновались?
Не выдержал правильный темп. Меня на 5 км не всегда хватает. А тут так легко бежалось, я начал раскручивать себя, особенно когда почувствовал энергию болельщиков. В поворот вбегаешь и ощущаешь, как звуковые волны через тебя проходят. Это очень круто.
Что на Олимпиаде стало для вас самой большой неожиданностью?
То, что я без медали остался. Вообще никак не был к этому готов. Был уверен, что еду за золотом. Все. Никаких других медалей не рассматривал. И я реально верил до последнего, что могу это сделать.
Вы уже поняли, почему не получилось?
Главные надежды были на 1500 м. И сегодня я думаю, что все делал правильно. Бежал очень хорошо, но не повезло. Для победы должны сойтись несколько факторов: физическая форма, психологическое состояние и удача.
Вы по жизни везучий человек?
Временами. Бывает, что собираю все зеленые светофоры по дороге. Вообще на знаки обращаю внимание. Как раз в Сочи в раздевалке сборной России на полу почему-то написана большая цифра 11. Ни к чему не привязана, ни в какой другой раздевалке цифр нет. А 11 — это мое число. Когда впервые туда зашел за год до Олимпиады, сразу обратил на это внимание. Еще я старался визуализировать победу.
Как это?
Это такая личная работа. Я перед чемпионатом мира-2013 в Сочи посмотрел фильм «Тайна» о способности человека силой мысли влиять на реальность вокруг. И когда ложился спать, представлял в четких подробностях свою победу — как я выиграл, как мы идем по переходу к пьедесталу и т.д. Тогда все так и произошло. А второй раз, на Олимпиаде, не сработало. Хотя я делал даже больше. У меня уже был опыт. И желания было гораздо больше. Но и давление было другое. Все от меня этого ждали. Да я и сам от себя этого ждал — гораздо больше, чем все вокруг.
После четвертого места на 1500 м, наверное, было огромное разочарование.
Было жутко, плохо, обидно. Мне кажется, я до сих пор это полностью не переварил. Пока результат Сочи-2014 — это самый неприятный эпизод в моей жизни. До этого была просто преграда. Когда мы пытались разрулить ситуацию с допингом, вопроса о моем участии в Олимпийских играх даже не стояло. А сегодня я понимаю, что у меня была четкая цель, которая вела меня 7 лет. Сейчас этой цели, этой звезды нет.
Может, она просто переехала в Пхенчхан, где пройдут Зимние Игры-2018?
Пока я это себе четко не представляю. Надо в этом сезоне перевести дух. Потому что прошлый был просто адский. До этого я не понимал, что Олимпиада — это так трудно, только после это осознал.
Обывателю конькобежный спорт зачастую кажется довольно странной забавой — все стараются, бегут, а выигрывают только голландцы. С Олимпиады в Сочи они увезли 23 медали из 36 возможных. Почему так получается?
Отгадка очень проста. Трансляции конькобежного спорта с Олимпиады смотрели 70% населения Голландии — ровно столько же, сколько и Чемпионат мира по футболу. Там коньки — почетный вид спорта, и каждая бабуля знает правила. Сидит на трибуне и записывает себе круги в блокнотике.
Этого не изменить, но вы же продолжаете заниматься своим делом — значит, верите, что голландцев можно победить? За счет чего?
У нас такой вид спорта, где все в постоянном поиске, как бежать быстрее. Это фактически наука. Есть базовые элементы, которые позволяют бежать с определенной скоростью, а дальше начинается творческий поиск. У всех же индивидуальное строение тела. Плюс очень много в конькобежном спорте основано на личных ощущениях. Важно чувствовать каждый сантиметр лезвия и вовремя прикладывать усилия в нужную часть конька. И еще правильно реагировать на раздражающие факторы. Мало ли что тебе могут выкрикнуть с трибуны или сказать перед стартом.
Как вы представляете свою жизнь после спорта?
Я могу быть кем угодно. Планов много. Вот в детстве мечтал быть футболистом, чтобы выйти на переполненный стадион, а еще хотел стать космонавтом. Насчет футболиста лет пять назад отбросил идею. В космонавты уже тоже, кажется, поздно. Там же готовиться надо. Просто когда давление меряют, всегда говорят — хоть в космос лететь!
Летом вы защитили диплом в Московском городском университете по специальности «Государственное муниципальное управление» — зачем?
Подумал, что мне это пригодится. Мы там много полезного изучали — психологию, математику, гражданское право, уголовное. А сейчас я учусь в РГУФКе. Спортивное образование тоже не помешает. Мало ли как жизнь сложится дальше. Но вообще я бы хотел открыть свое дело.
Наталия Калинина специально для «Ленты.ру»