Спорт — это одна из тех публичных площадок, где государство и гражданское общество стараются звучать в унисон. В спортивном смысле поколение П состоялось во многом благодаря крупным госпроектам, направленным на привлечение в Россию событий глобального масштаба. Универсиада в Казани, мировые первенства по легкой атлетике, дзюдо и плаванию, плюс стоящие особняком сочинская Олимпиада, Формула-1 и Чемпионат мира по футболу в 2018 году — все это лишний раз подтвердило статус России как спортивной державы. Направление выбрано правильно: по данным ФОМ, хорошо относятся к проведению ЧМ-2018 в РФ 58 процентов респондентов, плохо — только каждый десятый.
В то же время, в противовес «большому брату», массовый спорт пока еще ждет своего звездного часа. Согласно исследованию фонда «Общественное мнение», 69 процентов респондентов сообщают, что в местах своего постоянного проживания им не хватает мест, оборудованных для занятий физкультурой и спортом. Это касается как жителей сельской местности, так и горожан, в том числе городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург. Отчасти это связано и с постепенным ростом числа занимающихся спортом — например, в 1998 году лишь 23 процента респондентов утверждало, что регулярно занимается физкультурой. Сейчас таких уже 34 процента, а среди молодых этот показатель еще выше — 52 процента.
Для современной молодежи спорт — элемент стиля жизни, нередко показатель успешности, «адекватности» и социальной интегрированности. «Быть спортивным» модно. Молодые люди отказываются от вредных привычек, особенно от тех, которые ведут к деформации внешности — лишнему весу, помятому виду, дурному запаху. Социологи признают: это своего рода визитная карточка поколения П — привычка, воспитанная за последние 15 лет. Оценивая свое физическое состояние и фигуру, две трети россиян полагают, что находятся в хорошей форме, а уверяют, что стремятся к этому, 79 процентов респондентов.
В мегаполисах занятия физкультурой становятся частью городской среды, необходимым условием современного девелопмента. В этом смысле Россия мало чем отличается от цивилизованных стран — за рубежом спортивные сооружения среди новостроек обычная вещь, повышающая в том числе стоимость близлежащей недвижимости. Урбанистический пейзаж сегодня немыслим без уличных тренажеров, стадионов, велодорожек и пр.
Как утверждает ФОМ, самыми популярными спортивными занятиями среди россиян является посещение тренажерного зала или фитнес-центра, а также легкая атлетика (бег или ходьба). Стремительно прогрессирует велоспорт. Набирает популярность триатлон (велогонка + плавание + бег), но не так активно как на Западе, где этот вид переживает настоящий бум.
Государство тоже вносит свой вклад в развитие «спортивной среды». С момента введения Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта в 2006 году было потрачено 300 миллиардов рублей на развитие спорта в России (эти цифры не включают средства, израсходованные на сочинскую Олимпиаду). Вторая часть ФЦП рассчитана на 2016-2020 годы, и в этот период государство потратит еще почти 100 млрд. руб. По словам президента России, цель программы — создание как можно большего числа «малобюджетных объектов спорта шаговой доступности» и увеличение количества спортсменов и физкультурников до 40 процентов населения (сейчас таковых 27 процентов).