У нового племени стартаперов уже есть своя история. Кто они, что создают, насколько это перекликается с реальными запросами страны и почему новое поколение, названное социологами поколением П, «Ленте.ру» рассказала директор департамента инновационных рынков, член правления ОАО «Российская венчурная компания» Гульнара Биккулова.
Гульнара Биккулова: Термин «стартап» появился в нашей стране не так давно. 5-6 лет назад «стартапы» стали входить в моду, о них начали писать в СМИ, открылся центр Digital October на «Красном октябре», и стартап-культура из нишевой стала превращаться в массовую. Стартап-движение — это ответ на зарождающийся спрос на бизнес в сфере высоких технологий, которые вошли в сферу интересов инвесторов и активно поддерживались государством. Стартаперами стали называться довольно молодые, продвинутые люди интернет-культуры, умевшие придумывать бизнес-идеи, связанные с технолониями, достаточно открытые и космополитичные. Их принято также называть «гиками».
«Лента.ру»: Этакая интеллектуальная золотая молодежь, владеющая новыми технологиями и имеющая к ним доступ?
Да, благодаря моде их число быстро росло, и почти все полагали, что создать свое дело очень легко. Появилось много стартап-школ, девизом которых было вполне обнадеживающее «Приди и за выходные проверь свою идею и сделай бизнес!». Все ходили с горящими глазами, хотя оригинальных идей на самом деле было мало, в основном они сводились к тому, что уже сделано на западе с переносом на нашу почву.
Это касалось только интернет-приложений?
Да, те первые стартапы в основном касались интернета. Сделать их не представляло особого труда. Входной барьер очень низкий. Любой продвинутый школьник или студент при желании может научиться программировать и продавать свои разработки. Сейчас все средства программирования доступны в Интернете, есть программы, с помощью которых можно создавать другие приложения... К примеру, дети, которые занимались рисованием, в век современных технологий начинают делать компьютерную графику, придумывают простые онлайн-игры и так далее. Но как быстро возникали идеи, с такой же быстротой они и выбрасывались в корзину из-за своей бесперспективности.
Вы хотите сказать, что государство стало проявлять большую активность и стартаперы так называемого поколения П становятся другими?
Да, стартаперы меняются. Вместо тех, у кого идеи бизнеса рождались каждую неделю, пришли более серьезные люди — понимающие и способные реально осуществить свои планы. Это молодые люди из реальных секторов экономики, из науки. Государство и, кстати, лично Владимир Путин активно лоббируют эти отрасли, и молодежь оттуда начала проявлять активность. Я бы разделила их на две группы. Первая — это инженеры отраслевых НИИ или предприятий, которые всю жизнь вели какую-то одну тему, получая копейки за свой труд, и сейчас поняли, что знания, опыт и готовность рискнуть могут принести более серьезный доход. Они сообразили, что обладают тем самым потенциалом, который ценится в данной сфере, и пробуют сделать бизнес. В нашей терминологии — «коммерциализировать свои разработки». Хотя об этом самом бизнесе многие из них поначалу ничего и не знают.
Вторая группа, которая стала появляться полтора-два года назад, это люди из больших корпораций. Специалисты 35-40 лет, уже достигшие карьерных потолков в своих компаниях, но еще имеющие силы на что-то новое. Их влечет свобода, возможность себя реализовать, начав все с нуля и развиваясь с такой же скоростью, с какой растет стартап.
В кризисные времена, когда большие компании часто сокращают сотрудников, число таких людей увеличивается. Некоторые не создают своего стартапа, а приходят работать в чей-то на позицию, к примеру, директора по маркетингу или по продажам. Для нас это очень ценно, так как специалисты с опытом повышают жизнеспособность молодых российских стартапов.
Хотелось бы, чтобы вслед за такими людьми в нашей стране скорей появилась новая прослойка серийных предпринимателей, которые создают не один бизнес, а ставят их на поток: создал — продал инвесторам — делаешь новый бизнес и так далее. К сожалению такие у нас еще только-только формируются.
С чем, на ваш взгляд, связано развитие индустрии стартапов?
Я уверена, что в первую очередь с изменениями в стране в целом. Людям стали понятны правила игры. За последние 15 лет мы привыкли к стабильному поступательному развитию экономики, да и в других сферах жизнедеятельности видны очевидные перемены к лучшему. Поэтому наиболее активные готовы попробовать себя на предпринимательском поприще. Можно сказать, что стартаперы — это плод нынешней политики государства.
С какими идеями приходят инженеры, люди из корпораций? Наверняка они уже не ограничиваются только интернет-приложениями?
Они приходят с идеями, с которыми живут много лет, с темами, которыми всерьез занимаются в своих НИИ. Спектр их может быть разным. Если, к примеру, институт занимается нефтегазовыми технологиями, это могут быть новые технологии переработки или бурения — сложные с технологической точки зрения вещи.
Трудно сразу себе представить, как выставить на рынок технологию бурения скважины?
Объясняю. Наши НИИ делают разработку по заказу одной какой-нибудь компании и на этом останавливаются. А ведь любая НТР может заинтересовать сразу несколько компаний, на ней можно хорошо заработать, если применить предпринимательский подход. Соответственно, нужно подумать, что сделать для того, чтобы продать ее другим? Сколько это будет стоить? На каких условиях компания будет покупать идею? Это называется формирование продукта. И в этом мы как раз и помогаем нашим стартаперам.
Как много желающих открыть свое дело?
В стране ежегодно насчитывается порядка 5-7 тысяч команд, которые называют себя стартапами. При этом инвестиционных сделок с участием наших и других фондов в год случается только 250-300. Это означает, что большая часть стартапов не отвечает требованиям инвесторов. Поэтому приходится заниматься также образованием стартаперов, объяснять им, как свой бизнес сделать интересным для инвесторов. Для того, чтобы как можно больше толковых проектов доходило до бизнес-планов, а затем и до проектов, нужны акселераторы. Конечно, очень важно, чтобы количество стартапов в стране было больше. Тут прямая зависимость — от количества первоначальных заявок растет и выборка наиболее успешных проектов. Сама «воронка», в которую «затекают» молодые предприниматели должна в идеале быть еще больше — пяти-семи тысяч мало. Но повторюсь, это только начало и при условии продолжения планомерной государственной политики в экономической и налоговой сферах, в области поддержки малого и среднего бизнеса, количество инициативных людей, готовых начать свое дело, резко увеличится и основной движущей силой этого процесса как раз станут представители поколения П.
Чем может похвастаться РВК?
В этом году мы сделали четыре отраслевых акселератора в рамках нашей программы по работе со стартапами GenerationS2014: по промышленным разработкам, в области медицины и биотехнологий, экологии и конечно же IT-технологий, куда же от них денешься. Из двух тысяч предложений, мы взяли в акселераторы двести, довели их до нужной кондиции и в рамках форума «Открытые инновации», который проходил в Москве в октябре, провели уже инвестиционную сессию, куда пригласили инвесторов. Сейчас уже несколько проектов находятся на стадии заключения сделок с российскими и международными инвесторами.
Приведите пример самых успешных проектов.
Знаю, что в активной фазе находится проект «БиоМикроГели». Ее представила команда из Екатеринбурга, которая, что называется, родилась в гараже и в итоге создала новые чистящие и моющие средства промышленного назначения, с очень высокими стандартами экологичности.
Набирает обороты проект Promobot из Перми. Это интеллектуальный робот для работы с клиентами, который может использоваться в кинотеатрах, торговых комплексах. Из IT-проектов в этом году было очень много проектов, решающих проблемы, c которыми мы сталкиваемся каждый день. Например, VeeRoute — сервис, который оригинально решает задачу по логистике частных и коммерческих грузоперевозок.
Насколько инвесторам интересны предложения российских стартаперов?
Российский венчурный рынок за последние пять лет вырос в 10 раз и спрос на хорошие проекты со стороны инвесторов есть всегда. Кроме финансовых инвесторов, интересными стартапами интересуются и крупные корпорации, например, в области IT и фармакологии. Международные, кстати, в этом плане более активны. Российские же корпорации в массе своей закрыты, и только-только начинают присматриваться к отечественным разработкам, которые можно внедрять в производство, чтобы выпускать на рынок конкурентоспособные инновационные продукты.
Мы много усилий прикладываем для того, чтобы убеждать российские корпорации инвестировать в наши стартапы. Ведь работа с потенциальными инвесторами — это тоже часть нашей миссии. Ну а молодым и предприимчивым представителям поколения П я бы хотела пожелать использовать все возможности, которые дают современные технологии, чтобы менять нашу жизнь и делать ее более интересной. Рискуйте, создавайте стартапы и, возможно, через несколько лет вы пополните ряды успешных технологических компаний!
Беседовала Наталья Ржевская