Сергей Яковлев прошел все медийные «круги»: начинал как внештатный корреспондент газеты «Самарское обозрение», занимался созданием научно-популярных проектов телеканала НТВ, а потом… Потом решил совместить журналистку и бизнес. Его проект itsmywine.ru стартовал в декабре 2013 года как медиаплатформа, которая первой в своем роде стала понятным языком знакомить читателей с вином и качественной алкогольной продукцией по всему миру. Теперь это не просто интернет-журнал или блог, а успешный бизнес-проект.
На этом полноценном интернет-ресурс можно не только найти свой продукт из большого многообразия на рынке, но и купить любые вина, получив рекомендации лучших сомелье. В ближайшее время на нем появится множество сервисов, которые позволят заказать понравившееся вино у поставщиков напрямую, а также открыто поделиться своим мнением после.
«Сегодня есть немало молодых людей, у которых появились деньги и которые хотят быть продвинутыми, не хотят быть обманутыми, хотят, чтобы с ними говорили на одном языке, — рассказывает Сергей. — Но это, правда, больше идеология. А что касается бизнеса, мы уже сегодня начали работать как некое BTL-агентство по вину — с помощью своих ресурсов, в первую очередь, сайта itsmywine.ru, мы продвигаем конкретные бренды и поставщиков. Конечно, это может выглядеть как product placement, но мы никогда не станем рассказывать о том, чего сами бы не попробовали, чем бы не заинтересовались и что бы не отвечало нашим представлениям о прекрасном.
Мы сегодня понимаем и очень надеемся, что еще год-два, и у качественных вин или шампанских в стране появится свой, новый потребитель. Мы сами немало делаем для того, чтобы к вину перестали относится с опаской как к чему-то высоколобому или крайне дорогому. Дело в том, что и российское профессиональное сообщество — сомелье, виноделы, импортеры — несколько замкнулось на себе, сформировав своего потребителя к концу 90-х и успокоившись. Ставка делалась, конечно, на «понты», на бизнесменов, которые приходили в ресторан и говорили: «Беру самое дорогое!». Или по своим каналам способны были заказать винтаж какого-нибудь Петрюса 20-летней давности. Собственно, этой категории покупателя, в общем, рынок и способствовал».
«Лента.ру»: Какой опыт, вы, как журналист, а теперь уже и бизнесмен приобрели за последние 10-15 лет?
Сергей Яковлев: Главное, что дали мне нулевые, — это стремительное развитие интернета в стране. У нас сейчас немало хороших специалистов, которые работают и на западных заказчиков. Я уверен, что дальше интернет-технологии будут только развиваться, и российский интернет будет впитывать всякие полезные новшества, так что нужно всем просто подхватить это и шагать в ногу. Я только потому ушел из явной журналистики, что она, как мне кажется, перестает существовать в привычном старом понимании. Дело даже не в пропагандистской функции. А скорее, в том, что интернет сегодня дает гораздо больше способов и для распространения информации, и для самовыражения. Именно в интернете появляются и рождаются новые жанры, форматы и тексты. Наверное, это и есть основная примета времени, в котором мы сейчас живем, помимо всего прочего, иногда и менее приятного. Мне нравится, что в этой сфере мы не превратились в Китай, и интернет для нас не закрыт, не ограничен. Нулевые и текущее десятилетие — это возможность впитывать как можно больше нового и разного. Именно этим они интересны. Открытые границы, в том числе, виртуальной реальности.
Именно в последние 15 лет моему поколению стали доступны такие совсем привычные вещи как интернет и собственный бизнес. Для всех есть место, и как бы ни сотрясался воздух в Госдуме или на федеральном ТВ, в реальности многие мои ровесники имеют возможность делать, что им хочется, и с большим успехом! Вряд ли бы барбер-шопы и бары с крафтовым пивом могли бы открывать с такой частотой в середине 90-х при Ельцине, скажем. Сейчас это данность (особенно, для Москвы). Так что можно сказать, что мы все постепенно привыкаем жить хорошо.
Как показывает практика, у простого пользователя в интернете — а у нас их не менее 100 000 в месяц — наши предложения и эксперименты вызывают живую реакцию: читатели идут искать в магазин что-то конкретное. А счастливы мы будем окончательно, когда не только законодательно вернут рекламу вина, но и когда разрешат его продажу в онлайне. Все подвижки для этого есть, получено одобрение Росалкогольрегулирования. И скоро мы станем полноценным мостиком между достойными производителями и потребителями, сможем тут же предлагать приобрести то, что и нам, и читателю показалось интересным.
Видимо, поэтому идея вашего проекта так быстро стала популярным?
Идея была простой и понятной с самого начала: любой человек в процессе своего становления знакомится с алкоголем рано или поздно — это совершенно неизбежно в период взросления, и все мы понимаем, что случается это не обязательно в 18 лет. С возрастом ты начинаешь уже не просто понимать, что ты пьешь, но и стараться разбираться в этом и следить за этим. Такая же история происходит с едой: годам к тридцати нас начинают окружать какие-то привычные, с одной стороны, вещи, а с другой — мы переходим к процессу осознанного поиска, формируя свой некий аккаунт любимых блюд, кухонь и ресторанов. Кто-то придерживается постоянной диеты. Но в жизни все равно так много остается поводов съесть что-нибудь и, естественно, что-нибудь выпить. Вся эта история с фудис, фуд-блогингом, едой в инстаграме ударила и по российским пользователям интернета — пусть пока это, по большей части, Москва и Санкт-Петербург. И мне кажется, любой здравомыслящий человек, небезразличный и думающий будет сегодня придерживаться концепции «ты — это то, что ты ешь и пьешь». И если в 18-20 лет тебе интересно попробовать как можно больше разных крепких напитков, через 6-7 лет ты постепенно приходишь к тому, что выпивать — это не самоцель. Важно этим наслаждаться. В гедонистическом ключе — расслабляться и получать удовольствие. В том и была основная идея: показать пользователю интернета, читателю — а он в стране на протяжении предыдущих десятилетий был не очень-то искушен — что есть большой и важный мир вина и хороших крепких напитков. И что окунуться в него (ну, или хотя бы промочить там горло) невредно никому, а наоборот, интересно, важно и в чем-то даже престижно.
Что касается популярности проекта, то она начала приходить не сразу. Все-таки главный напиток, в котором мы предлагаем разобраться, безболезненно встроить в жизнь — это вино. А у него в стране, будем честными, популярность неважная. Людей, которые в нем разбираются или хотят разбираться, очень немного. Понятно, что у нас страна водки все-таки, а вино — это так, либо что-то легкое, либо дорогое и непонятное. Вот мы и предложили, в первую очередь, посмотреть на вино как на то, чего не стоит опасаться и что легко представить в повседневной реальности. Что это не напиток для девушек или не напиток для «разгона» на свадьбе. Мы стали говорить об этом как о само собой разумеющемся: вино — это здорово, с чем и как вы его пьете? Давайте посмотрим. А где и как покупаете? Сейчас расскажем. Так, например, наша рубрика «За бутылкой в поля» постоянно собирает большие рейтинги и отзывы — там мы открыто тестируем магазинные полки на предмет вина. И констатируем, кстати, что у нас можно купить неплохое вино только с ценником не меньше тысячи рублей. Мы просто первыми стали говорить понятно и доступно с не особо искушенным потребителем. Говорить так, чтобы его это не пугало, как при первой встрече с сомелье, например, или при первом прочтении мировой энциклопедии вин. Мы стараемся фиксировать все, связанное с вином, что происходит в мире и что при этом интересно, нескучно.
Если в 90-е вино проходило в категории «роскошь», то сейчас для молодежи это обычный повседневный продукт. Как это произошло?
Мне кажется, что это еще не произошло, но происходит. Тут главная вещь вот в чем, на мой взгляд: когда ты, например, приходишь на вечеринку, встречаешься с друзьями или идешь на свидание в ресторан, а уж тем более на какую-то корпоративную встречу, напиваться — это как-то не комильфо. Надо держать себя в руках. К тому же, хочется по-хорошему сохранить ощущение реальности — так, чтобы наутро не страдать жутким похмельем и не давать себе глупых обещаний, что это было в последний раз. Медленно выпивать вино бокал за бокалом за разговорами — куда более безболезненно. При этом ощущение легкого подшофе может присутствовать, но не накрывать с головой. Вот в чем принцип повседневности вина во всем мире. К тому же у вина, в отличие от крепкого алкоголя, есть множество вкусовых оттенков, как правило благородных, и их приятно разбирать и распробовать. Я обычно сравниваю хорошее вино с дорогими духами в противовес привычному парфюму. Но такая «роскошь» становится доступной еще и потому, что к нам просто стали завозить больше вина, и разного. Россия — огромный привлекательный рынок для виноделов. Да и молодые люди сами стали чаще выезжать за рубеж, где вина и больше, и оно дешевле вдобавок. Грех не пить.
Как изменилась культура питания за 15 лет? Принято ли сейчас «носить с собой бутерброд»?
Носить с собой бутерброд у нас не принято, только если ты садишься в самолет — туда со своим просто не пустят. У нас в офис, например, многие стараются приносить свое, если получается. Потому что нет недорогих и хороших мест, где можно было бы пообедать. Их нет в принципе! С заведениями общепита — особенно, если не хочется, чтобы они были похожи не на столовку с желтыми подносами и сероватым кафелем, все действительно сложно. Ситуация становится чуть лучше и будет становиться дальше, если малый бизнес не начнут опять «кошмарить» драконовскими налогами. И тем не менее, стоит выехать в любой город Европы или Америки, совершенно даже не столичный, как количество заведений с едой возрастет в геометрической прогрессии. Будет, конечно, и шаурма, и гамбургеры, но будет и альтернатива — какие-нибудь супы, салаты в контейнерах, которыми кормят все эти передвижные вагончики типа «Даров Природы», единственного в Москве и оттого уникального. У нас ведь и правда можно поесть либо в Макдональдсе, либо в ресторане. Промежуточного не дано. А чуть дальше от центра идут шашлыки или японские роллы, в лучшем случае. Культуры общественного питания не было никогда — русский человек всегда ел дома и сам же экспериментировал на кухне. Во многих случаях это по-прежнему может оказаться и вкуснее, и дешевле. Что изменилось, так это повсеместное наличие винных карт в заведениях, причем, как правило, достаточно разнообразных.
Модно ли завтракать, обедать и ужинать в один день в ресторанах? Насколько это типично?
Типично для бизнесменов. А сделать это модным и типичным для всех было бы здорово. Все-таки это для большинства людей недешево. Особенно, если каждый день. Но мы все сейчас, кто занимается сайтами о еде, так или иначе, фиксируем вполне себе стабильный рост заведений разного уровня. Жаль, что часто этот уровень ниже среднего. И еще жаль, что многие заведения быстро закрываются: содержать кафе или ресторан не очень-то просто. Неплохо справляются с этим крупные рестораторы типа Новикова или новоиспеченного Раппопорта — у них есть возможность найти инвестиции.
Насколько связаны привычки потребления вина и еды с путешествиями? Открытые границы и стремительное развитие доступных авиарейсов изменили сознание?
Безусловно, это взаимосвязанные вещи. Мы стали чаще и больше смотреть на других, пробовать что-то, открывать. Я, например, совсем недавно открыл для себя перуанскую кухню, жутко популярную в продвинутых городах типа Лондона или Барселоны. Кухня там сегодня мультинациональная, и всегда можно найти что-то свое. Так же и с вином. Новый свет стремительно развивается и в чем-то спешит наступить на пятки привычным винным странам. Появляются новые игроки на глобальном рынке — Великобритания, например, Дания. Что уж и говорить об Аргентине или Чили, сделавших огромный рывок за последние годы.
За границей часто приходится сталкиваться с мнением «вы, русские, так стремительно прогрессируете — еще два года назад вы приезжали к нам в Италию и ничего не знали про вино, а теперь скупаете самые ценные и редкие бутылки, демонстрируя глубокие познания». С чем это связано?
Мне кажется, скупать «мы, русские» начинаем, вообще-то, когда видим, что бутылка бароло, например стоит 15 евро, а не 50, как у нас. А кьянти и вовсе можно выпить за 3-5 евро в магазине. Понятно, что возить к нам по-прежнему дорого — у импортеров основные расходы уходят как раз на всю логистику, акцизы, разрешения, выписки и прочее. Слишком силен контроль государства за оборотом бутылки. Это в Италии вино — сельхозпродукция. У нас это алкоголь. И уже неважно, какой он — хороший или так себе, дорогой или дешевый. Но прогрессируем мы, кажется, только сейчас, когда принято, наконец, решение постепенно возвращать рекламу вина и снимать запрет на онлайн-торговлю. В Британии, скажем, на интернет приходится более 15 процентов всех продаж вина. Мы еще к этому только-только подходим. Потому что значительное сообщество людей, заинтересованных в хорошем вине и алкоголе, начало формироваться совсем недавно — последние лет десять. Но о «глубоком познании», конечно, говорить еще рано.
Какие у вас планы по развитию?
Мы сейчас запустили на сайте винный клуб — дополнительную вкладку, которая позволяла бы людям выбирать конкретные вина и оформлять заказы на них. Так что это самый первый серьезный шаг к открытию полноценного интернет-магазина, как только это разрешат законодательно. План-максимум — не только рассказывать о вине, но и давать возможность его сразу же и попробовать. А еще очень важно, чтобы конкретный человек нашел то самое, «свое» вино. Мы уже запустили систему рейтингов на сайте — пока они касаются материалов, где упоминается то или иное вино. Каждому посетителю мы даем возможность создать аккаунт, с помощью которого легко формировать свою собственную ленту интересов, самостоятельно сортируя тэги в материалах — так ты подписываешься на конкретный тэг. А лайки под материалами, в которых упоминаются конкретные вина, автоматически дублируются в винный клуб и отображаются в карточках той или иной бутылки — так что всегда можно увидеть, какое вино после какого материала ты отметил для себя, чтобы попробовать и заказать в ближайшем будущем.
Что вам мешает в сегодняшней Москве, а что помогает?
В Москве всегда мешают три основные вещи: снобизм, лень и дурновкусие. Мы хотим дать понять, что не бывает черного и белого, однозначно плохого или однозначно хорошего, сложного или простого. Мы всего лишь хотим сформировать вкус к вину, что само по себе неплохо. А через это, может, наконец, начнет меняться и пресловутая культура потребления.