Анастасия Виноградская
25 лет, президент мотоклуба «Призраки на колесах».
Байки, байки, байки — мы встретились в гараже, где хранятся мотоциклы ее одноклубников. И среди этого торжества металла хрупкая, миниатюрная девушка. Но удивляет даже не эта странная картинка, а то, что Настя — единственный в России президент смешанного (и М, и Ж) мотоклуба. Причем клуб, а соответственно и Настя, не замкнут в себе, участники широко пропагандируют идею безопасности на дорогах, ведут уроки в школах, в том числе для проблемных подростков. Спрашиваю нашу героиню, как она увлеклась мотоциклами?
«В детстве в деревне угнала у брата мотоцикл. Кончился опыт неудачно — врезалась в сарай. Нагорело, конечно, от старших, но с тех пор своей жизни без мотоциклов не представляю. Когда вернулись в Москву, то и во дворе вместе с пацанами собирала «газульки». Что это такое? Берется велосипед и движок от бензопилы. Все это соединяется и — вперед. Год так забавлялась, но потом остыла. А в семандцать лет встретила будущего мужа, он ездил на «ИЖ-Юнкер». Я от него не отставала, ездила на «Хонда-Дио», за зиму (!) «убила» и это средство передвижения»…
Название «Призраки на колесах», кстати, Настя с одноклубниками выбирали чуть ли не полгода. Цитирую информацию с клубного сайта: «Аббревиатура МСС в статусе клуба не имеет никакого отношения к известному статусу (Motorcycle Club) и в данном случае расшифровывается совершенно иначе, а именно, как «Мото Сообщество Свободных». Свободолюбивых парней и девушек. А главная у них Настя. Она же президент, она же Воробышек.
Как это ни забавно звучит, но началось все в 2012 году с закрытия. Ребята собрались и «закрыли» мотосезон. «Концерт был, забавные призы. Обычное веселье. Не очень громко, но стартовали», — рассказывает Настя.
Спрашиваю, кто состоит в клубе? Так сказать, каков социальный срез байкеров?
«Самые разные люди. И бизнесмены, и служащие. Само собой, есть инженеры. Всех объединяет любовь к мотоциклам, клуб — наше общее детище. Я же по основной профессии — преподаватель дополнительного образования. Поймите, мы не просто катаемся, мы хотим приносить обществу пользу. С 2013 года мы ведем программу подростковой безопасности на дорогах. Дети очень охотно посещают наши занятия. И это нас воодушевляет».
Тут уместно вспомнить мое посещение такого урока безопасности. В спортзале обычной средней школы ребята из клуба весело и непринужденно играют со школьниками в «дорогу» и попутно объясняют правила дорожного движения. И детишкам интересно внести разнообразие в школьную программу, и правила изучают. Глядишь, и пригодятся эти знания в нашем, прямо скажем, беспокойном городе. Настя рассказывает про уроки с неблагополучными детьми в специализированных школах. Стоит ли отмечать, что все это чистой воды добровольная неформальная акция.
В планах клуба — «разбить» детскую программу по безопасности на дорогах по возрастам (тут и пригодится Настина специальность): для дошкольников до 7 лет, для школьников до 12 лет и для подростков до 18 лет. «Дошкольная» программа будет делать упор на правила для пешеходов, «школьная» охватит велосипедистов, а «подростковая» объединит все пройденное.
И это целенаправленная, адресная работа, способная спасти жизнь и здоровье детям. Сходите в ГАИ, поинтересуйтесь о детском травматизме на дорогах. В Москве эта цифра является своеобразной константой — в год на столичных улицах гибнет до 100 детей! И клуб, руководимый Анастасией, не желает мириться с таким положением вещей.
«Надо объяснять детям, чтобы они не брали тайком ключи от отцовской машины или мотоцикла (многие из нас грешили этим, верно?). Мы не учим ездить, мы пытаемся привить культуру поведения на дороге», — говорит с жаром эта необычная девушка-президент.
Спрашиваю Настю, почему парни согласились на ее президентство?
«Для начала, именно я создала этот клуб. У меня больше 10 лет стажа вождения. Я выносливее, это многократно проверено, спокойнее, целеустремленнее. И вообще, у нас в стране равноправие».
Но жизнь этого клуба не состоит целиком и полностью из общественно-полезной деятельности. Каждое воскресенье устраивают кросс, изучают правила самообороны. Все же это мотоклуб, а не, скажем, клуб вязания на спицах. Своя специфика, свои особенности. В том числе и возрастные.
Если старшее поколение байкеров в основном наслаждалось одной лишь беспечной ездой, то представителям нынешнего поколения этого явно недостаточно. И кто сказал, что водить мотоцикл, а тем более, быть лидером сообщества мотоциклистов может только здоровенный парень в коже? Это вовсе необязательное условие. Мотоциклисты поколения П меняются, им интересно жить в гармонии со своей страной. Страна пока присматривается.
Пример Анастасии и ее «братьев» из других клубов красноречиво показывает, как возросла социальная активность представителей этой субкультуры. Значимые гражданские акции, уникальные подвижнические благотворительные проекты рождаются у них по зову сердца. Так, вместе с Союзом мотоциклистов России под руководством Павла Фролова (к сожалению трагически погибшего в этом году) и движением Motocitizen родилось целое волонтерское движение. Мотоциклисты приезжают на помощь товарищам, попавшим в беду или в аварию, извещают друг друга о происшествиях на дороге с их участием. Кроме того мотоединомышленники занимаются проведением мероприятий по безопасности движения для детей, разрабатывают и внедряют программы для детских технических кружков.
Если говорить исключительно о достижениях клуба, то выглядит это так: за прошлый год провели 10 мероприятий в школах, еще пять для взрослых. А еще дружно и весело отметили открытие-закрытие сезона и день рождения клуба (13 июля) и даже мотомагазин открыли.
Настя не единственная девушка в клубе, есть еще три. И они чувствуют себя в жилетках «призраков» вполне комфортно, например, по большей части, сами обслуживают и ремонтируют свои мотоциклы. Хотя, конечно, в клубе всегда придут на помощь товарищу. Иначе, зачем было все придумывать?
В свое время Настя опасалась, что клуб «не примут» другие, «мужские» клубы — потому что им руководит девушка. Но никаких конфликтов с другими объединениями (тьфу-тьфу-тьфу) нет.
«Я не очень люблю общаться с женщинами на традиционные дамские темы. Это, наверное, не очень хорошо, но такая уж я родилась. В жизни мне именно так повезло»…
Были в ее мотоциклетной жизни и падения, и травмы. Но, если не падать, зачем ездить? Она, вообще, нетипичная и не «гламурная» барышня. Вполне способна на мопеде доехать до Ярославля (изначально клуб задумывался там, именно, как объединение владельцев малокубатурной техники). Героиня нашего времени. Сейчас мотосезон закрыт. Спрашиваю, что успели сделать за этот год?
«Провели байк-фест в Белгороде 18-19 июня. Не мы одни, конечно, были еще другие устроители. Но собралось порядка 1000 гостей. Концерт был, заезды на треке. Тоже в июне всем клубом метнулись на «экскурсию» в Питер. Просто себя показать, на людей посмотреть. Летом продолжали заниматься с детьми совместно с ГИБДД ВАО, вели уроки ПДД. Так эти уроки и называли — «Мото-дети». Еще готовили вместе с другими клубами благотворительный концерт «Опасной дороги нет», состоявшийся 25 октября. Если говорить о перспективах на следующий сезон, то это дальние поездки всем клубом».
Руководить такой, на первый взгляд, неуправляемой структурой, как мотоклуб, может только действительно современная девушка, из поколения П. Представить такое лет двадцать назад было бы просто невозможно. А сейчас смотришь — ничего страшного, киношного, злодейского в этих людях нет. Очень многие, если не большинство байкерских объединений ведет свою адресную социальную работу. Самый известный российский клуб «Ночные волки» — живейший тому пример. Потому как на дороге, как и в стране, без взаимовыручки мотоциклисту никак. Тот, кто едет тебе навстречу на двух колесах, всегда товарищ и брат. Или сестра.
Записал Дмитрий Кафанов