Послужной список, равно как и количество картин Сергея Присекина впечатляет. Нынешний профессор кафедры рисунка МГАХИ имени Сурикова, действительный член Российской академии художеств в 24 года буквально ворвался на живописный олимп — с дипломной работой «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Это монументальное полотно сегодня украшает аванзал Большого Кремлевского дворца. А еще Сергей Присекин — настоящий полковник, хотя свою военную форму надевает крайне редко.
«Лента.ру»: Сергей, изменения в армии последних лет видны невооруженным взглядом. Меняется и отношение общества к людям в форме, военная тема становится все более популярной. Как на это реагируют художники?
Сергей Присекин: В еще советской живописи был сформирован принцип имперского парадного портрета, который во многом копировал работы мастеров 18-19-го веков. Особенно это проявилось после победы в Великой Отечественной, когда образ маршалов-победителей и солдат-орденоносцев олицетворял всю нашу армию, которой искренне и справедливо гордились в народе. Да и сами герои осознавали причастность к общему духу всей страны, вся их героика была пронизана государственным патриотизмом.
Наше поколение застало участников Афганской и Чеченской войн. И когда мне и моим коллегам доводилось приезжать в «горячие точки», то мы видели, что новое поколение военнослужащих сохранило этот героический дух. Молодые офицеры не раздумывая отдавали самое дорогое — жизнь — за честь, спокойствие и суверенитет новой России. И те, кто сегодня только начинает делать военную карьеру, видят, что президент, как Верховный главнокомандующий, и министр обороны постоянно подчеркивают их особый статус. Это принцип сохранения государственной целостности, гордости за свою страну, свою армию. И армейскую молодежь учить патриотизму не нужно. Достаточно примера руководства и тех реформ, что происходят в армии.
Соответственно и гражданское общество это видит. Не случайно и уровень доверия к нашей армии становится все выше. Посмотрите: на социальную рекламу армейской службы на улицах городов, в кинофильмах, газетах и журналах никто отрицательно не реагирует. Слоган: «Мы служим России» смотрится естественно и органично. Или вот уже года как два на Садово-Спасской улице в Москве круглосуточно вывешены картины, посвященные истории нашей армии и флота, много современных батальных сцен. Люди останавливаются, смотрят. И за все время ни одного факта вандализма!
Мы, военные художники, часто ездим на учения, в отдаленные гарнизоны — те, которые принято называть «медвежий угол». И вот что характерно — в последнее время все чаще замечаем, как меняется внутреннее состояние ребят. Они выглядят по-новому, по-современному. Лица в буквальном смысле становятся одухотвореннее. Видно, что каждый на своем месте, ощущает свою индивидуальность и незаменимость. Им дают такую возможность для самовыражения, в рамках уставных правил, разумеется. И это вызывает огромное уважение.
Так кто они — герои нашего времени в погонах?
Мы не особо зациклены на воинских званиях тех, кого пишем. Это может быть и механик-водитель танка, и флотский офицер, и военачальник. Дело в его значимости для армии, в его делах. Вот появились, например, новые герои-генералы, на уровне командующих военных округов, это могут быть и командиры дивизий или иных армейских соединений. Но вот что интересно — эти люди, облеченные высокой воинской властью занимаются сейчас именно боевой подготовкой, учениями, они стратеги, а не хозяйственники, как это было прежде. И это чувствуется в их поведении, в характере. Понимаешь, что такие военачальники своих в беду не дадут. И все поставленные задачи выполнят.
Приоритетов в изображении военной техники тоже особых нет. Естественно, что изображаем наш стратегический ракетный щит — РВСН, атомные подводные лодки, да и вообще все самое лучшее и высокотехнологичное, что есть в российской армии.
Изменение военной формы как-то повлияло на эстетический облик армии?
Знаете, форму меняли многие министры обороны. Нынешняя — это веяние времени. В ней и элемент удобства в полевых условиях, и блеск на парадах. Но самое главное, что люди перестали плевать на военную форму и воспринимать ее пренебрежительно. А сами офицеры не стесняются ее теперь носить — нет унижения «поколения в военной форме».
Образ «вежливых людей» сейчас прочно ассоциируется с российскими военными. Как вы к этому относитесь?
Ну, это «мулька» такая. Все ведь понимают значение и роль нашей армии в Крыму во время проведения референдума и последующей приемки военных городков от украинской армии. Обошлось без выстрелов и гибели людей. Конечно, так провести операцию могли только вежливые люди. Но сейчас наши военные в Крыму выполняют точно такие же задачи, как и вся российская армия.
А то, что идея имиджа «вежливых людей» нашла поддержку в лице высшего руководства — это дало хороший результат и положительный общественный резонанс. Мы, правда, монументальный образ «вежливых людей» не выпячиваем в своих работах — видимо, еще не пришло осознание самого этого образа. Ведь одно дело фотография или телесюжет, а вот портрет или скульптура требуют более серьезного осознания. Впрочем, наши молодые художники рвутся именно к такой работе.
А им дают? Или у нас больше для маститых открыты выставки и выгодные заказы?
Да на молодежи все и держится! Уж в творчестве точно. Кстати, я и сам стал лауреатом очень престижной тогда премии Ленинского комсомола в 27 лет — за серию портретов современников, а годом раньше был удостоен Серебряной медали Академии художеств.
Ставка в нашей студии имени Грекова делается на молодых художников и скульпторов — они более мобильны в поездках по регионам, быстрее схватывают образ своих сверстников в погонах. Вот Юрий Бирюков заканчивает сейчас серию картин с популярного сейчас танкового биатлона. Он ездил туда, общался с танкистами и поймал необходимый образ молодого солдата. Кстати, одна из его картин будет передана в Таманскую танковую дивизию. Еще Юра подготовил натюрморт «Эхо войны» — по результатам своих поездок с ребятами из военно-исторических клубов. Он вместе с ними занимался раскопками на местах боев Великой Отечественной.
Еще один наш с художником Александром Сытовым воспитанник — Леонид Штрикман — больше специализируется на авиационной тематике, работает с пилотажными группами «Витязи», «Стрижи». Сейчас заканчивает заказ ВВС с самолетами в полете, в том числе и новейшими модификациями, которые посторонним не покажут. Завершает работу над скульптурной композицией, посвященной героизму русских воинов Первой мировой и Великой Отечественной, молодой, но очень талантливый скульптор Алексей Игнатов. Ее должны установить на Фрунзенской набережной напротив нового Национального центра управления обороной 15 декабря — автор под руководством своего художественного руководителя Михаила Переславца работает сейчас день и ночь, чтобы успеть к сроку.
Искусство может изменить образ армии? Что нужно сделать, чтобы сделать военную службу популярной у нынешнего поколения?
Мне кажется, что искусство — лишь составляющая той огромной патриотической работы, которая проводится в последние годы. Понятно, что работа художников, даже на уровне плакатов, которые вывешивают в военкоматах, важна и необходима. Художественный образ, популяризируюший армейскую службу, влияет на умы и сердца людей. Здесь гораздо важнее, как высшее руководство страны относится к армии, к формированию ее имиджа.
Вот наш президент Владимир Путин в этом плане заменяет целую дивизию имиджмейкеров — своим примером. И не только когда летает на боевом самолете или опускается в подводной лодке в океанские глубины, когда присутствует на всех крупномасштабных учениях. Его слова к армии и об армии — гораздо важнее. И, конечно же, все что связано с новым вооружением, с бытовыми условиями военнослужащих. В такой армии хочется служить.
Очень здорово, что на пост министра обороны президент назначил Сергея Шойгу. Это человек, который свою популярность завоевал не популистскими акциями, а активной гражданской позицией. Его появление в армии придало новую динамику в деле продолжения развития государственного патриотизма.
Подобное отношение чувствуем и мы, военные художники. Теперь мы не ходим с протянутой рукой, чтобы заниматься своим делом — армия понимает, что пропаганда необходима и ее нужно оплачивать. И недавно появившаяся скульптурная композиция на Фрунзенской набережной по мотивам фильма «Офицеры», которую открывал Сергей Кужугетович, стала очередным примером популяризации армейской службы.