Александр Спиряков
26 лет, начальник поезда. Родился на Сахалине в городе Чехов. Закончил железнодорожный техникум в Уссурийске, отслужил в армии, учится заочно в Дальневосточном филиале государственного университета путей сообщения. А еще Александр совершил настоящий подвиг: рискуя жизнью, отцепил загоревшийся железнодорожный вагон и принял участие в тушении пожара.
«У каждого свои идеи»
На супермена или героя из крутого боевика Александр Спиряков не похож — обычный парень. И по характеру спокойный, рассудительный. Впрочем, не без амбиций. Мечтает о карьере, которая позволит ему стать, как минимум, начальником Дальневосточной железной дороги. А там, глядишь, и повыше подняться.
«Дорога у нас непростая — сложные климатические условия, много крупных железнодорожных узлов, один порт Совгавань, через который проходит большое количество грузов, чего стоит. Соответственно, нагрузки на людей очень большие, — рассказывает Александр. — Впрочем, техника у нас постоянно обновляется».
Учеба в университете дает теоретические знания, но Александр предпочитает постигать жизнь на практике. Начинал с рабочих специальностей, был проводником, сейчас дорос до начальника поезда, а это ответственность за жизни десятков подчиненных и сотен пассажиров. «При желании все можно сделать, а желание есть и, значит, все получится, — говорит Александр. — Главное — не просто не бояться трудностей, а знать, как их преодолеть. Для этого сейчас есть немало возможностей, и кому, как не нашему поколению, двигать вперед прогресс».
Живет Александр пока в квартире у родителей жены в Уссурийске, но конкретные планы на свою квартиру уже имеются. Тем более, что у двухлетнего Максима скоро должна появиться сестренка. К этому времени Александр получит диплом о высшем образовании, а это еще одна ступенька в карьере.
«Мы когда с друзьями встречаемся, часто говорим о том, что можно внедрить нового на дороге, — рассказывает Спиряков.— Многие из тех, кто учился со мной в техникуме, тоже стали начальниками поездов и, как говорится, в теме. У каждого свои идеи, но вот что единогласно отмечают все ребята — в последнее время появилось больше возможностей для продвижения вперед. И если есть голова на плечах, то на одном месте не засидишься.
Когда стремишься к развитию, надо делать что-то конкретное и полезное. Вот взять Уссурийск — город развивается, растет малый бизнес — у нас делают качественные пластиковые окна, брусчатку, которые расходятся по всему краю. Да и многого другого чего производят. Люди получили возможность работать и зарабатывать — появились крупные торговые центры, очень много детских площадок. Жизнь бьет ключом».
«Зарубочку в памяти оставил»
В разговоре Александр старается уйти от главной темы — своего подвига. «После этого случая я сделал вывод, что на работе нужно быть готовым ко всему, к любому повороту событий, — говорит Спиряков. — Но то, что произошло, до сих пор воспринимается как шок. Эти два камикадзе заставили сильно поволноваться».
В конце марта в районе железнодорожной станции Хевчен Хабаровского края загорелся вагон пассажирского поезда Советская Гавань-Владивосток. Начальником поезда был Александр Спиряков. Вообще-то это не его поездная бригада — подменял ушедшего в отпуск коллегу и новый коллектив знал не очень хорошо.
Беды ничто не предвещало, даже пьяных пассажиров в поезде не было. Этот факт Александр запомнил особенно, так как сам контролировал посадку и проводников проинструктировал — насчет алкоголя он всегда строг. И тут подсели два пассажира с пластмассовой бутылью в багаже. На нее тогда никто не обратил внимания — запахов жидкость не источала. Как потом выяснилось, в бутыли плескалось почти 20 литров спирта. Выпивали эти пассажиры или нет, доподлинно неизвестно, по крайней мере, вели себя за закрытой дверью в купе тихо. Были заняты делом — переливали спирт в мелкую тару. Без воронки.
В результате спирт обильно разлился и наполнил купе характерным запахом. Вот от него-то пассажиры и решили избавиться с помощью... огня. Пары мгновенно воспламенились, загорелся пропитанный ковер. Через несколько минут уже горело все купе, огонь перебирался на соседние отсеки.
Начальник поезда пошел на шум и крики людей — навстречу бежали пассажиры со следами ожогов. Запах дыма был все более явственным. Александр сорвал на ходу огнетушитель — было понятно, что в поезде серьезный пожар. «Вначале мне показалось, что горит штабной вагон, — вспоминает Александр. — Я недавно вышел из него, чтобы проверить работу проводников. Но оказалось, что возгорание произошло в 11-м общем вагоне. Побежал туда».
В этому времени проводники успели сорвать стоп-кран и остановили поезд. С помощью огнетушителей тушили тлевшую одежду на пассажирах и отправляли их в сторону вагона-ресторана, чтобы обработать раны. Александр крикнул, чтобы передали по вагонам просьбу откликнуться медиков, а сам направился к двум полыхающим купе. Огнетушители с таким пламенем не справлялись, и тогда Спиряков принял решение — отцепить горящий вагон от поезда.
Связался по внутренней связи с машинистом и электропоездным механиком — так требует инструкция. Потом начал расцеплять хвостовую часть состава. Чтобы вагон не скатился под уклон, вместе с проводниками привел в действие ручные тормоза. И лишь после этого выбрался из горящего вагона.
«В первый раз у меня такое случилось за все время работы, — теперь уже с улыбкой рассказывает Александр. — Надеюсь, что и последний. Страха не было. Уж за себя точно не боялся, переживал, чтобы пассажиры не пострадали. А так, сработали на отлично, никто из проводников не растерялся, все действовали согласно инструкции».
Занимавшаяся расследованием происшествия комиссия в действиях начальника поезда нарушений не усмотрела. А в родном депо его еще долго называли «наш пожарный» — без подколок, с уважением. «Ничего героического в своих действиях в той ситуации не вижу, — отпирается Александр. — Любой на моем месте поступил бы точно так же. Я лишь зарубочку себе в памяти сделал — инструктирую теперь проводников и на проверку подозрительных жидкостей».