Павел Вохмянин
27 лет, инженер-технолог Технологического института ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского». Родился в Нижнем Тагиле. Окончил Уральский государственный технический университет, Нижнетагильский технологический институт (филиал) по специальности «Технология машиностроения». Член союза машиностроителей России. Аспирант Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сфера научных интересов — «Совершенствование систем внедрения технологических новаций в машиностроительном комплексе России», автор 15 научных публикаций, в том числе в Германии, Великобритании, США.
Многие узнали о существовании Нижнего Тагила из небезызвестной юмористической передачи, а ведь именно здесь родилось немало чудес техники — механики-самоучки Черепановы построили первые в России паровоз и железную дорогу, слесарь Артамон Кузнецов изобрел велосипед, мастер Иван Макаров задолго до Мартена и Бессемера нашел способ плавления стали. Тагильская высокосортная медь, железо марки «старый соболь», великолепный малахит считались когда-то самыми желанными товарами для иностранных купцов.
К началу XX века знаменитый своим прошлым город стал тихим уездным центром, но уже в тридцатые сюда пришла большая стройка… Сегодня «Уралвагонзавод» — уникальный многоотраслевой машиностроительный комплекс, занимающийся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. Входит в лидирующую тройку российских компаний, выпускающих продукцию двойного назначения, уступая лишь госкорпорации Ростех и «Рособоронэкспорту». Огромное предприятие производит грандиозное впечатление, а главное — ломает навязанные старыми советскими фильмами стереотипы. В том числе и благодаря работающим здесь представителям поколения П, например, инженеру-технологу Павлу Вохмянину.
«Лента.ру»: Чем занимается инженер на современном производстве?
Павел Вохмянин: На мой взгляд, сейчас время эффективных инженеров, способных формировать и реализовывать новую техническую реальность. Они обеспечивают не только экономический, но и социальный эффект от внедряемых технологий. Инженер должен объединять в себе целый ряд качеств: быть инноватором, предлагающим оригинальные технические и технологические идеи; организатором производства и непосредственно инженером, умеющим самостоятельно сделать первую деталь по своей технологии или чертежу.
Особенность ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в том, что это в полном смысле научно-производственная корпорация. И Технологический институт — подразделение, в котором мне повезло работать — имеет возможность осуществлять оперативное внедрение достижений науки в области техники и технологии в производство.
Насколько охотно нынешнее поколение, ваши сверстники, идут на работу в реальный сектор экономики?
Мои сверстники в возрасте 25-29 лет, те, кто уже отработал несколько лет на производстве, осознанно выбрали свой жизненный путь — путь на неоиндустриализацию страны. Я уверен, у нас важная миссия — развитие промышленного производства, импортозамещение, повышение конкурентоспособности экономики.
Как изменилось их мировоззрение за последние 15 лет?
Мировоззрение молодых инженеров формировалось в непростых условиях. Мы родились в годы Перестройки, прочувствовали через своих родителей упадок производства в 90-е годы, когда престиж инженерных специальностей снизился, когда все хотели стать менеджерами в сфере торговли, не производя реальных товаров. Но многие, теперь ставшие молодыми инженерами, осознали, что хотят связать свою судьбу с производством.
Рад, что ситуация в последние годы меняется в лучшую сторону, в том числе в отношении к профессиям в промышленности.
Ваше предприятие часто упоминается в связи с именем Владимира Путина. А ваше личное мнение о нем?
Его активная и плодотворная деятельность заслуживает уважения. Владимир Путин — сильная личность, на мой взгляд, он собрал вокруг себя команду квалифицированных специалистов-управленцев. Все мы в условиях экономической нестабильности должны сплотиться и стать той единой силой, тем источником позитивных изменений в своей профессиональной деятельности — для будущего России, для будущего наших детей.
В таком случае государству нужно повысить роль специалистов, работающих на производстве.
Я считаю, один из ключевых моментов — это инвестиции в знания молодых специалистов. Необходимо обеспечить их участие в научных конференциях, крупномасштабных конкурсах профессионального мастерства, стажировках на предприятиях, являющихся лидерами в отрасли. Не менее важно и отслеживать психологическое состояние молодежи, не допуская оттока лиц, уже работающих на производстве, имеющих опыт и потенциал — не терять квалифицированные кадры из-за возникновения психологического дискомфорта.
Государству просто необходимо создавать условия, когда специалист будет иметь стабильный материальный доход, увязанный с тем экономическим эффектом, тем вкладом в общее дело, которое он внес. Оно должно активно привлекать главных и ведущих специалистов в образовательную деятельность, в преподавание и подготовку новых кадров, дать возможность делиться своими знаниями.
Какие у вас планы на будущее? Связываете дальнейшую карьеру со своим институтом, с «Уралвагозаводом»?
Меня, действительно, очень интересует научная карьера. При этом я искренне хочу не утратить связь со своим предприятием. Планирую завершить диссертацию не ради статуса и престижа, а для внедрения своих разработок в производство, чтобы активизировать инновационное развитие и повысить конкурентоспособность промышленности не только в Свердловской области, но и по всей России.
Продолжаю заниматься прикладной научно-исследовательской и опытно-технологической работой. Планирую продолжить преподавать, чтобы иметь возможность делиться знаниями. По мере возможностей стремлюсь лично участвовать в формировании научной-технической и инновационной политики на «Уралвагонзаводе». Ведь тема моей диссертации — это внедрение инноваций на машиностроительных предприятиях.
Чем помимо работы живет молодой специалист большого бренда?
Холост, в поиске. Жаль, что в сутках не двадцать пять часов — научная работа, обучение в аспирантуре, общественная деятельность полностью поглощают все время. Но нацеленность на семью, детей — есть, приоритеты расставлены.
Как и любой другой молодой человек стремлюсь сделать свою жизнь яркой и разнообразной, участвуя во многих молодежных мероприятиях нашего предприятия.
А что это за мероприятия?
Их немало! В основном они направлены на развитие потенциала инженерных работников: регулярные научно-практические конференции молодых специалистов, молодежный форум «Инженеры будущего», организованные Союзом машиностроителей России. Есть и областные молодежные форумы: «Евразия», «Вектор РА».
Езжу в командировки на конференции в университеты-партнеры, такие как «Инженерная мысль машиностроения будущего» в екатеринбургском УрФУ. У нас молодежь активно привлекается к разработке и реализации научно-технической политики, планируется создание дискуссионного клуба «Инноватор», как совещательного органа при научно-техническом совете корпорации.
Функционирует «Совет молодых специалистов», он решает проблемы молодежи, адаптаптируя ее к работе в корпорации.
Перед молодыми специалистами в период стажировки ставят амбициозные задачи, дают возможность проявить себя как в решении актуальных производственных задач, так и в общественной работе.
А на отдых время остается?
Молодежи есть чем заняться! Спортивные турниры между подразделениями по футболу и баскетболу, для веселых и находчивых — КВН, разнообразные интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?». Спорта на «Уралвагонзаводе» много! Эстафеты, беговой кросс и лыжи. В принципе, каждый может найти то, что ему нужно. К молодежи здесь отличное отношение!
Как у вас с активным образом жизни?
Под активным образом жизни я понимаю вполне определенные вещи. Пробовать все новое и интересное. Главное, чтобы день завтрашний был не похож на день сегодняшний. Пусть событие произойдет один раз — но это будет новый прожитый опыт. Люблю прогулки на природе, люблю смотреть на звездное небо, мечтать о полете в Космос…
Это мечта детства?
Наверное, каждый из нас в детстве мечтал. Да, я мечтал о далеких мирах, любил научную фантастику, что, наверное, и определило стремление стать инженером. Я вообще считаю важным ставить перед собой цели, которые кажутся малореалистичными, всегда быть в движении к мечте, при этом радоваться каждому даже малому достижению.
Хочу познать мир и самого себя, для этого занялся позитивной психологией, чтобы жить счастливо каждую минуту.
А что такое позитивная психология?
Позитивная психология — новое направление в психологии, возникшее в 90-х годах, где главное — изучение не проблем, а новых возможностей, раскрытие полного творческого потенциала личности, а также развитие 24 положительных черт человека. Она разработана психологами Мартином Селигманом и Кристофером Петерсоном. Являюсь членом клуба практической психологии «Навигатор» при дворце молодежи. Общение в клубе дает возможность взаимного личностного развития. Клуб объединяет творческую молодежь города. Это место, где можно найти активных и инициативных единомышленников.
Познание мира — звучит очень неопределенно…
Взглянуть на мир глазами других людей: молодых или опытных, решительных или застенчивых, эмоциональных или рациональных, это так важно для создания инноваций. А инновации, в том числе в технологиях, создаются для удовлетворения потребностей разных людей. Я считаю что машины могут облегчить жизнь человеку. И мы, молодые инженеры, должны выполнить эту поставленную задачу.
Вы путешествуете?
Да, конечно. Люблю индустриальный туризм, связанный с объектами исторического промышленного наследия. Именно в забытом прошлом можно найти нечто рациональное, что послужит базой для формирования новой инновационной идеи, применимой в конкретный исторический период. Еще в путешествиях интересуюсь «психогеографией» — эффекты территориального окружения, влияющие на поведение и эмоции людей.
Что для вас счастье?
Счастливо прожитая минута, это когда спустя долгое время вспоминаешь случившееся и вновь хочешь попасть в тот миг, чтобы вновь ощутить себя счастливым. Это мотивирует к действиям: своими усилиями попытаться воссоздать те же условия уже сегодня и снова почувствовать эти яркие ощущения.