Время детское
Сергей Казарновский

«Сколько детей в школе незаметны»

Педагог Сергей Казарновский о том, как лагерь раскрывает ребенка

Сергей Казарновский
Сергей Казарновский
Фото: Олеся Курпяева / «Российская газета»

Образование заключается в столкновении с другими людьми и в творческом познании мира. На этих принципах строится программа московской школы «Класс-Центр», в которой основное образование интегрировано с драматическим и музыкальным. Директор и основатель «Класс-Центра» Сергей Казарновский рассказал для проекта «Время детское», чем детский лагерь привлекателен для детей, как найти и обучить хороших вожатых и почему умение разговаривать — главное качество хорошего педагога.

О роли личности в образовании

Все, что должно происходить в хорошем лагере, на канцелярском языке называется «дополнительное образование». Сам по себе это термин весьма неточен. Потому что значит — необязательное. Но ключевое слово в нем — образование. На самом деле образование — это то, что происходит с человеком всю жизнь. Образование — это столкновение с личностью. Это касается не только школы: человек в своей жизни должен встретиться с каким-то количеством личностей. Это его проводники в жизни. Чем их больше, тем шире и глубже его образование. Только так.

У японцев есть устойчивый алгоритм любого дела. Он состоит из трех последовательных точек: человек — технологии — капиталовложение. На первом месте человек. У нас же пока все наоборот: «Есть бабло — давай замутим». Почему мало хороших государственных лагерей в России? Потому что мало людей, которые могли бы их правильно организовать. Так, чтобы было интересно, полезно и безопасно.

Про лагерный оркестр и суть джаза

Чем вообще привлекателен лагерь для детей? Тем, что позволяет человеку быть увиденным иначе, чем в школе. Сколько детей в школе растворены, незаметны, несчастны, потому что в этой потогонной системе не могут проявить себя. Если ты не очень успеваешь по школьным предметам, то у тебя нет практически никакой возможности выделиться, заслужить уважение. В лагере же ты — другой человек. Конечно, там тоже придется доказывать, какой ты симпатичный, но тут у тебя выбор есть, потому что кроме учебы ты умеешь еще петь, кататься на роликах, ставить спектакли, рассуждать о кино. И маленький человек неожиданно получает определенную степень свободы. При этом, время пребывания там короткое, дети еще не успевают пакости друг другу сделать, все силы уходят на созидание.

А что делать с тревожными родителями, привыкшими контролировать каждый шаг своего ребенка? Открытость информации о программе лагеря, его устройстве и распорядке должна быть такой, чтобы родители доверяли лагерю абсолютно. Присутствие родителей в лагере исключено. Их территория закончилась, у ребенка началась другая жизнь, и он им про нее обязательно расскажет. Причем не по телефону — на это у него просто не будет времени.

О нагрузке и разговорах с детьми

Очень важно, чтобы вожатые сами получали удовольствие от своей работы в лагере, от совместного творчества. Если такого драйва у них нет, любой ребенок это увидит. Педагог, в свою очередь, должен замечать, когда ребенку скучно или плохо. Дети должны быть заняты в жизни постоянно, а уж на отдыхе тем более — чем больше, тем лучше. Все разговоры про нагрузки — это чушь собачья, дети точно недогружены в школе или загружены зачастую не пойми чем. А уж в лагере сам бог велел постоянно быть занятыми.

Педагог — это человек, который решил потратить свою жизнь на разговоры с детьми. Даже на уроке математики он не имеет права оставлять без обсуждения ситуации, которые определяются словами «стыдно» или «не стыдно» — воспитание невозможно отделить от обучения. Урок — это кусок жизни, в котором есть свои нормы и правила. Но у учителей сейчас, к сожалению, очень мало времени на простые разговоры с детьми. Замечательный педагог и математик Александр Попов из Челябинска написал: «Самая длинная очередь — из желающих быть услышанными». И это правда. Нельзя пройти мимо ребенка, у которого есть к тебе вопрос. Ты говоришь: «Потом», «через минуту», — и забываешь про него. Но это у тебя жизнь измеряется десятилетиями, а ребенок не может ждать этого «потом».

Про первую любовь

Об университете «Страны детей» и детях-инвалидах

Всю погоду в лагере делают педагоги. Но где их взять? Очередь, увы, не стоит. Конечно, это определенная порода людей — жертвенная, терпеливая и в то же время азартная, увлеченная. В любой системе воспитания все равно есть элемент принуждения. Как принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства? Это искусство — убедить ребенка, что он сам что-то хочет сделать, и чтобы ему еще было интересно. Людей с такими способностями надо искать и учить их всем мелочам: как реагировать на то или на это, как объяснять, что хорошо, что плохо.

Так возникла идея университета «Страны детей» (компания, которая организовывает лагерь «Село» - прим. «Ленты.ру»). Молодые люди приезжают в него учиться, но в их программу входит обязательная работа в лагере «Село». Что это им дает? Во-первых, одну из важных практик любого специалиста — научиться объяснять сложное через простое. Во-вторых, это уникальная возможность проживания на территории университета круглый год. Это формат кампуса, что пока у нас большая редкость.

Университет «Страны детей» — это не педагогический вуз. В нем запланированы факультеты науки, технологий, искусства, бизнеса и, конечно, педагогики. Те, кто потом захотят стать учителями, без труда (вернее, благодаря такому труду в «Селе») определят это сами. Это первый университет при детском центре, что позволит находить будущих студентов и среди детей из лагеря. Это очень важный для нас ресурс, и, главное, отбор практически беспроигрышный — первый тур они проходят на наших глазах. Такого университета, который сам себя постоянно регенерирует, еще не было.

Еще одна важная задача лагеря — это работа с детьми-инвалидами. В нашей школе почти в каждом классе висит такой текст: «Главная приставка в русском языке и жизни — со-». Сочувствие, сопереживание, содействие, соучастие и так далее. У нас есть лифт для колясок, пандусы. В «Селе» планируется создание единой среды для детей с разными физическими возможностями. Мы пока в России только начинаем осознавать, что именно формат совместного пребывания, понимание другой жизни и делает людей нормальными. Кроме того, в «Селе», как и в «Камчатке», предполагаются разновозрастные отряды, потому что вне зависимости от возраста или возможностей для всех жителей лагеря самое важное — это вместе научиться делать что-то хорошо.

Про песню Визбора и пошлость

Другие материалы

12:25 25 марта 2014

Игра в «съедобное и несъедобное»

Зампред правительства РФ Ольга Голодец о летних лагерях
12:22 25 марта 2014

Откуда берется детство

Романтика летних лагерей в советских фильмах
12:22 25 марта 2014

«Мой полы, ты никогда не будешь артистом»

Актер Евгений Миронов о бегстве из лагеря и безумных розыгрышах
12:22 25 марта 2014

«У балерин особенное детство»

Актриса Алиса Хазанова о запретах на сладкое и дискотеках в лагере
Александр Маноцков
12:20 25 марта 2014

«Любой человек должен обнаружить, что он музыкант»

Композитор Александр Маноцков о том, зачем учить ребенка музыке
12:00 25 марта 2014

«Детство — это открытый космос»

Актриса Татьяна Друбич о самом волшебном лагере и украденных запонках