С 2013 года детский отдых в Москве курирует департамент культуры под руководством Сергея Капкова: в прошлом году за счет столичного правительства путевки в 120 лагерей получили более 74 тысяч детей. Сергей Капков рассказал проекту «Время детское» о том, почему приоритет отдается не тому, как обустроены лагеря, а чему в них дети могут научиться, зачем департамент культуры будет воспитывать собственных вожатых и чем идеология творческого лагеря хороша для такого мегаполиса, как Москва.
О городской программе детского летнего отдыха
Мы хотим, чтобы наши дети были развитые, здоровые, обладали различными навыками. Главная цель заключается в том, чтобы каждый ребенок стал личностью. Все это возможно только в социуме — это вопрос социализации. Детские лагеря дают эту социализацию, ощущение себя в обществе, ощущение себя москвичом, горожанином. Поэтому городу важно вкладываться в развитие таких мест.
Наш департамент второй год занимается детскими лагерями. Нам передали шесть лагерей, пока из них работает только один — «Радуга». Но, честно говоря, нам неудобно содержать лагеря, нам легче покупать услуги у других компаний. Сейчас мы покупаем путевки в 120 лагерях. В прошлом году мы приобрели 74388 путевок, в том числе на Черное море, в Подмосковье, в Прибалтику, на Украину.
Рынок предложений по организованному летнему детскому отдыху находится пока в зачаточном состоянии. Все лагеря разные, и многие из них, прямо скажем, не в очень хорошем состоянии. Частично, это переоборудованные советские пионерские лагеря, частично — бывшие ведомственные пансионаты. При этом бывшие пионерлагеря не перестраиваются, а именно обновляются: стилистика и архитектурные решения не меняются.
В первую очередь, нам, конечно, важна безопасность во время пребывания ребенка в лагере и качество питания. Но следующим по важности пунктом становится то, что московские дети получат от посещения этих лагерей. Дети не обращают внимания на стены, они обращают внимание на то, чем с ними в этих стенах занимаются. Процесс оздоровления тоже важен, но мы стараемся от него уходить. Приоритет для нас — внутреннее наполнение. Здесь важна и мотивация родителей: в какой лагерь они хотят отдать ребенка, и какие навыки они хотят, чтобы он там получил.
По сути, мы говорим не столько про лагерь, сколько про качественный туристический продукт. К сожалению, его на рынке немного. Вот что мы делаем, чтобы эту ситуацию исправить. Сейчас мы все лагеря заставляем работать по нашей программе. У нас есть творческие смены — в прошлом году за счет города отдохнули 13 тысяч спортсменов. Пока это самый успешный наш опыт. С ребятами в лагерь выезжают их тренеры, у детей есть тренировочный план, есть культурная программа, пятиразовое питание. Между детьми там идет соревновательный процесс, и они возвращаются домой продвинутыми, «привозят» новые умения.
В этом году в наших лагерях будет пять творческих направлений, среди которых математика, художественное развитие и так далее. Например, если ребенок учится в музыкальной школе, его можно будет отправить в лагерь с музыкальным уклоном. Еще мы создаем школу вожатых. Когда ты отправляешь в подмосковный лагерь московских детей, ты не знаешь, что там за вожатые — одухотворенные ребята, любящие свою работу, или студенты, которые просто хотят подзаработать. Поэтому нам лучше отправить туда своих вожатых, с понятной мотивацией и соответствующими требованиями к воспитанникам.
Об идеологии лагеря «Село»
Если ты делаешь качественный продукт, то у тебя вообще нет конкурентов на рынке детского отдыха. Такой продукт будет востребован родителями — они заинтересованы в том, чтобы их дети не слонялись по городу. Поэтому у хороших частных лагерей большие перспективы. Идеология лагеря «Село» очень правильная для такого мегаполиса, как Москва. Московский родитель — молодой, активный, со стабильным доходом человек. Он понимает вызовы будущего, понимает, что мир меняется очень быстро. Ему очень важно развитие ребенка, ему важно, чтобы ребенок много чему научился. При этом у него самого не хватает времени на воспитание детей и возникает комплекс вины перед ними.
В таком большом мегаполисе, как Москва, сложно дать ребенку возможность одновременно попробовать несколько разных занятий: ему нужна либо няня, либо боевая бабушка. А принцип лагеря Филиппа Бахтина заключается как раз в том, чтобы дать ребенку в сжатый отрезок времени много, так скажем, вариантов развития в свободное от учебы в школе время. За две недели ребенок успевает сходить на театральный, кино-, музыкальный кружок, позаниматься разными видами спорта и в поход еще сходить, и что-то из этого ему наверняка понравится. Когда он возвращается в Москву, у родителей уже есть тема для коммуникации с ним — ребенок может им объяснить, чего он хочет. А Москва сейчас предоставляет большой выбор дополнительного образования. Хотите рисовать? У нас 150 художественных школ. Хотите заниматься пением? Огромное количество музыкальных школ. То же со спортом.
Мой сын ездил в «Камчатку», из которой сейчас выросло «Село», в прошлом году. Я очень рад, что он приобрел там много разных навыков, и что он хочет опять туда поехать. Это, мне кажется, для лагеря очень важно — чтобы дети хотели туда вернуться. В «Камчатке» как раз происходит эта важная социализация. В какую бы школу ребенок ни ходил, его одноклассники — это примерно одна социальная группа. А в лагере все дети разные, с разным достатком, мировоззрением, из разных семей. Там совершенно другая манера общения взрослых с детьми и детей со взрослыми, что дает ребенку личностное ощущение. Кроме того, любая общая задача развивает ребенка: ты понимаешь, что ты не сам по себе живешь, а есть другие люди, и от твоего отношения к ним зависит их отношение к тебе.
Лагерь определяет общая философия, а вожатые — это те люди, которые эту философию приняли. В «Камчатке» это ключевая история: там оказываются не просто люди, которых наняли летом подработать. И такая модель, при которой в лагере нет случайных людей, а есть некие адепты этой философии, мне кажется самой правильной. Поэтому в содержательной части ребята из «Камчатки» очень далеко продвинулись, это космос по сравнению с тем, что есть на рынке. Сейчас же «Селу» очень важно вложить силы и внимание в вопросы безопасности, питания, медицинского страхования и комфортного трансфера.