Main

Неспящие в Мариинке

В Петербурге проходит фестиваль «Звезды белых ночей»

В Санкт-Петербурге 24 мая начался XXI фестиваль «Звезды белых ночей», один из крупнейших музыкальных форумов России, придуманный Валерием Гергиевым. В этом году фестиваль открылся на второй сцене Мариинки — премьерой оперы «Русалка» Даргомыжского. Также зрителей ожидают российская премьера балета Алексея Ратманского Concerto DSCH и мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша». Кроме того, на фестивале покажут балет «Лебединое озеро», который впервые будет транслироваться из театра в формате 3D, тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Весну священную» Саши Вальц. «Лента.ру» совместно с ВТБ, генеральным спонсором фестиваля, рассказывает о его самых интересных событиях.

Гибель богов, или Рождение героев

В юбилей Вагнера Мариинка покажет «Кольцо нибелунга»

В 2013 году музыкальный мир отмечает двухсотлетний юбилей великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, чьи оперы ставят далеко не все крупные театры мира. Однако Мариинский театр, в мае открывший XXI фестиваль «Звезды белых ночей», как раз входит в число тех, кому это под силу. Юбилей Вагнера Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинки, решил начать праздновать как раз на фестивале, сделав одним из центральных событий программы тетралогию «Кольцо нибелунга» (11-16 июня).

Рихард Вагнер вошел в историю музыки, в первую очередь, как реформатор оперы, создатель теории «произведения искусства будущего». Он стремился избавить оперу от условности, ввести непрерывность сценического действия вместо привычного в то время деления на номера. Музыкальный театр будущего, по мысли Вагнера, должен обратиться к своему истоку, греческой трагедии, и заново переосмыслить ее опыт. Интерпретирующую функцию хора в новом произведении должны выполнять лейтмотивы, образующие «бесконечную мелодию». И это будет уже не просто опера, а музыкальная драма, подлинное воплощение народного сознания и духа.

Именно в тетралогии «Кольцо нибелунга» композитор в наиболее целостном виде и воплотил свои идеи. Цикл Вагнера состоит из четырех музыкальных драм — «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», и его представление рассчитано на четыре вечера; в целом же четыре оперы занимают около 15 часов.

Миф и история

Еще задолго до замысла «Кольца нибелунга» Вагнер начал проявлять свойственный романтизму интерес к народным преданиям. После «Летучего голландца», своей первой зрелой оперы, он обратился непосредственно к немецким сказаниям — один за другим следовали «Тангейзер», «Лоэнгрин». Наконец, воображением Вагнера овладел светлый образ юного Зигфрида, и в поисках материала композитор обратился не к герою «Песни о нибелунгах», рыцарственному и часто условному, а к Сигурду, герою эддических песен, юноше, не знающему страха.

Именно этот сюжет становится основой будущей тетралогии. Увлекшись германской историей, Вагнер заинтересовался фигурой императора Фридриха Барбароссы и в итоге решил связать исторический и легендарный сюжеты: германский император стал историческим воплощением легендарного Зигфрида.

Вначале Вагнер не предполагал, что эта идея получит сценическое воплощение. В 1848 году он делает набросок исторического сочинения, которому дает название «Вибелунги». Его герои — германские императоры из рода Франков, ведущие — по Вагнеру — свой род от мифического Зигфрида. Стремление овладеть кладом становится символом идеи всемирной монархии, и только Фридрих Барбаросса придает поискам клада духовный смысл крестового похода.

В этом сочинении становится понятна идея Вагнера — объяснить историю посредством мифа, и он начинает набрасывать план музыкальной драмы на мифологический сюжет, которая лишь через четверть века обретет свой окончательный вид в тетралогии «Кольцо нибелунга».

Основой концепции «Кольца нибелунга» можно считать переосмысление материалистического толкования клада карликов-нибелунгов. Вначале клад, покоящийся в глубине Рейна, является частью природы, однако честолюбивый нибелунг Альберих, отрекшийся от самого сильного закона природы — любви, выковывает из золота кольцо власти. Нарушение мировой гармонии неизбежно влечет за собой борьбу между богами и нибелунгами, темным и светлым началами. В мире больше нет места любви, и с этих пор любое ее проявление заканчивается трагедией. И даже Вотану — верховному богу германцев − не под силу восстановить нарушенный миропорядок. Он передает миссию свободному от корысти и божественной власти герою. Это Зигфрид, для которого кольцо становится лишь памятью о своих героических подвигах и символом любви к жене. Однако Зигфрид погибает от руки предателя, и только его жене Брунгильде, бывшей валькирии, удается выполнить волю Вотана — вернуть кольцо Рейну — после чего оба соединяются в лучшем мире, где правит вечная любовь.

Новый театр

Закончить работу Вагнеру мешало осознание того, что ни один театр не обладает столь сильным оркестром и подходящей сценой, чтобы поставить его произведения. И, Вагнер, возможно, остановил бы работу, если бы Ференц Лист не подбадривал его прекрасными словами капитула Севильи, сказанными архитектору: «Построй нам такой храм, при виде которого последующие поколения сказали бы: капитул был сумасшедший, если он решился на такое необычайное предприятие!»

И Лист оказался прав. В 1874 году Вагнер закончил свое великое творение, и по его собственному проекту в баварском городке Байрейт был построен театр, открывший композитору путь к постановке его музыкальных драм. Этот театр и поныне подобен храму, куда стремятся попасть поклонники великого мастера. Байрейтский фестиваль, целиком вагнерианский по репертуару − одно из ярчайших событий культурной жизни Германии.

Театр Вагнера в Байрейте (проект архитектора Готфрида Земпера) действительно уникален. Ряды кресел, выстроенные амфитеатром, отсылают к античному театру и создают эффект единения сцены и зрительного зала. Оркестр скрыт под сценой, что не нарушает превосходной акустики. Кроме того, Вагнер, стремившийся преодолеть театральную условность, позаботился обо всех технических нововведениях, позволяющих сделать сценическое действие более реалистичным.

Судьба «Кольца»

Еще до того, как в 1876 году в Байрейте прошла премьера всего цикла «Кольца», в Национальном театре Мюнхена началась подготовка к постановкам «Золота Рейна» и «Валькирии». Вагнер понимал, что мюнхенский театр не обладает необходимыми техническими возможностями, и всячески пытался воспрепятствовать художественному оформлению декораций. Опыт оказался не слишком удачным, но композитора разочаровала и байрейтская премьера. Костюмы выглядели тяжеловесно, декорации — избыточно, а певцам явно недоставало актерского мастерства. Следующая постановка была осуществлена уже после смерти Вагнера, когда руководство фестивалем взяла на себя его вдова Козима. Вскоре инициативу перехватили театры Мюнхена, Берлина, Вены, Милана и других крупнейших оперных столиц. Хотя и не без опасения, что соперничество с Байрейтом закончится провалом.

Постановка «Кольца» для любого театра — очень сложное и финансово затратное предприятие. Для нее необходим огромный штат исполнителей самого высокого уровня, причем далеко не каждый даже сильный оперный голос подходит для исполнения вагнеровских партий. Очень мало оперных театров располагает и соответствующим набором музыкальных инструментов. И, наконец, вагнеровская тетралогия требует колоссальной работы над ее сценическим воплощением. Здесь важна как игра актеров, так и художественное решение. Многие театры, даже Байрейтский, по разным причинам отказывались от традиционалистских декораций и заменяли их абстрактными или просто минималистичными. Эта тенденция продолжается до сих пор, несмотря на развитие технологий, открывающих театрам все новые и новые возможности.

В 1889 году «Кольцо нибелунга», наряду с другими вагнеровскими операми, впервые появилось на русской сцене. Тетралогию поставила в Мариинском театре немецкая труппа Неймана, и вскоре представления возобновились уже с русским составом исполнителей. Владимир Касторский, Иван Ершов, Фелия Литвин вошли в историю музыкального театра как известнейшие интерпретаторы вагнеровских партий. С тех пор Мариинка так и осталась ведущим российским театром, в котором ставятся оперы Вагнера, хотя некоторые из них, например, «Валькирия», бывали и в репертуаре Большого театра.

Новые нибелунги в Мариинке

В 2003 году «Кольцо нибелунга» вернулось на сцену Мариинского после большого перерыва, вызванного двумя войнами. Худрук Мариинки Валерий Гергиев, музыкальный руководитель тетралогии, работал над ней с художником-постановщиком Георгием Цыпиным. С тех пор «Кольцо» с большим успехом идет на сцене театра и каждый раз становится, пожалуй, самым ожидаемым событием для русских вагнерианцев. Постановка петербургского театра уже вышла на мировую сцену и была показана в Нью-Йорке, Баден-Бадене и Лондоне.

Тем не менее с трудностями, связанными с интерпретацией вагнеровского произведения, столкнулись и российские постановщики. «Вопросы, которые поднимает Вагнер в тетралогии, — говорил Гергиев, — волнуют сегодня как немцев, американцев, китайцев или итальянцев, так и россиян. Нет единого ответа, как нужно ставить „Кольцо“. Наша версия будет настолько же русская, настолько интернациональная».

В последнее время европейские режиссеры, как правило, переносят действие в определенное историческое время, чаще всего в современность. В случае «Кольца нибелунга» этот прием особенно привлекателен и в какой-то степени вполне оправдан: ведь Вагнер с помощью мифа стремился выразить свои взгляды на историю. Однако Цыпин и Гергиев не пошли по этому пути. Костюмы персонажей вполне буквально отвечают авторскому замыслу — струящиеся платья дочерей Рейна, светлые одежды богов, доспехи валькирий, рваная одежда Зигфрида, живущего в лесу.

Постановщики стремились подчеркнуть мифологичность и связанную с ней универсальность событий. Вместе с тем вызывает удивление, что в постановке присутствуют отсылки не только к германской, но, скажем, к египетской мифологии. В финале «Золота Рейна», когда верховный бог Вотан возглавляет торжественное шествие в небесную Валгаллу с головным убором, изображающим египетского Анубиса, одного из божеств подземного царства, возникает вопрос, насколько важна для режиссера символика подобных аллюзий.

Декорации во всех четырех операх сконцентрированы вокруг трех огромных каменных истуканов, на фоне которых кажутся беспомощными даже боги. Функция этих изваяний бывает не совсем понятна, однако декорации действительно создают ощущение присутствия какой-то внешней силы, бесформенной и бесстрастной, но постоянно тяготеющей над всеми без исключения — карликами, богами, людьми.

Пожалуй, самой ответственной для постановщиков стала финальная сцена «Гибели богов». По замыслу Вагнера, вместе с очищением кольца от проклятия гибнет старый мир — пламя погребального костра Зигфрида охватывает Валгаллу, населенную алчными и погрязшими во лжи богами. Но гибель мира — это одновременно и обновление мира. Мотив искупления, звучащий в финале, напоминает о пророчестве чудесного рождения Зигфрида и предвещает рождение новых светлых героев. В постановке Гергиева и Цыпина нет пылающей Валгаллы, акцент перенесен на судьбы Зигфрида и Брунгильды. Достаточно того, что герои, которые придут им на смену, будут свободны от власти богов. В таком режиссерском решении кроется глубокое понимание идеи Вагнера.

Российские исполнители «Кольца нибелунга», заслужившие звание «самой вагнеровской» труппы в России, уже не раз демонстрировали хорошую вокальную технику и актерские данные. В тетралогии на сцену выходят ведущие солисты Мариинского театра — Лариса Гоголевская, Леонид Захожаев, Ольга Сергеева, Ольга Савова, Август Амонов и другие. В целом, состав исполнителей каждый год остается неизменным, но в этот раз петербуржское «Кольцо» с нетерпением ждут даже те, кто видел его раньше. В «Золоте Рейна» появится Евгений Никитин, который, несмотря на связанный с его именем скандал, остается желанным гостем как русских, так и зарубежных оперных театров.

Особый интерес к тетралогии в 2013 году прикован и потому, что впервые все четыре оперы будут представлены на сцене Мариинки-2, которая должна дать постановщикам новые возможности для осуществления этой поистине грандиозной задачи. Воспользовался ли Георгий Цыпин ее возможностями и насколько пригодной оказалась новая сцена для сложнейшей постановки, зрители поймут 11 июня, когда «Золото Рейна» откроет юбилейный цикл «Кольца нибелунга».

Двухсотлетний юбилей Вагнера стал поистине событием грандиозного масштаба, причем не только для музыкального мира. К нему начали готовиться сильно заранее, и вот один за другим осуществляются совершенно разнообразные планы: от открытия музеев и памятников, проведения конференций и конгрессов до выпуска в Германии и Ватикане юбилейных монет. Двухсотлетие великого композитора дало театрам отличный повод продемонстрировать свои возможности, а некоторым — и вовсе обновить свой репертуар. В этом году новое «Кольцо нибелунга» ставят в Нью-Йорке, Вене, Милане, Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Париже и Лондоне. На Байрейтском фестивале-2013 стартует премьера «Кольца» в постановке Франка Касторфа и под управлением Кирилла Петренко, а нынешний руководитель фестиваля Катарина Вагнер поставила «сокращенную версию» вагнеровской тетралогии в Буэнос-Айресе.

Юбилей Вагнера не миновал и Россию. В «Новой опере» уже прошла премьера «Тристана и Изольды», там же готовится юбилейный концерт; собственный вагнеровский проект представит «Геликон-опера», а музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко обещает показать в сентябре «Тангейзера».

Ольга Попова