Поверить в то, что в 1993 году этот впервые появившийся фест шел чуть больше недели — ровно в те дни, когда солнце в Питере лишь чуть скрывается за горизонтом и в воздухе висит сиреневый свет — совершенно невозможно. Теперь «Звезды Белых ночей» начинаются в мае и занимают собой весь июнь и июль. В этом году Мариинка откроет фестиваль 24 мая фирменным «Лебединым озером» и премьерой «Русалки» Александра Даргомыжского. Особенный размах XXI фестивалю гарантирует только что открывшаяся вторая сцена Мариинского театра.
Здесь есть где развернуться художникам — и первую оперную премьеру, «Русалку», будет оформлять один из лучших российских сценографов Зиновий Марголин. Ставит спектакль неординарный молодой режиссер Василий Бархатов — и можно не сомневаться, что предписанный либретто берег Днепра, где бросилась в речку соблазненная князем простушка, превратится во что-нибудь совершенно неожиданное. Ведь в «Летучей мыши», которую Бархатов делал в Большом театре, действие переместилось из венского салона на круизный лайнер, а в «Разбойниках», поставленных в московском театре имени Пушкина, шиллеровский герой-романтик стал современным террористом.
В наше время опера Даргомыжского нечасто появляется на сцене — ее теснит одноименная опера Дворжака. Но Мариинка может себе позволить и две «Русалки» в афише (Дворжак у нее уже есть) — а отпраздновать юбилей замечательного русского композитора, 200 лет со дня рождения которого отмечалось в феврале, считает просто необходимым. И если многие театры боятся брать эту оперу в репертуар, опасаясь, что любого исполнителя партии Мельника (отца обманутой девушки) будут сравнивать с сохранившейся фантастической записью Шаляпина, то у Мариинки этих проблем нет. Эту роль готовят три отличных баса — Сергей Алексашкин, Владимир Ванеев, Геннадий Беззубенков, и премьеру явно получит тот, кто наиболее убедительно сойдет с ума.
Не только премьеры ждут вторую сцену: Валерий Гергиев переносит на нее те спектакли, которым явно было тесновато в старом здании. Прежде всего, это балеты Алексея Ратманского. Бывший худрук балета Большого театра, ныне работающий в American Ballet Theatre, — один из главных героев этого феста. Десять лет назад он сочинил для Мариинки славный спектакль, где в пустом пространстве с переплетающимися железными лестницами ждала своей судьбы и летела на бал самая трогательная и самая гордая из всех балетных Золушек. Балет шел нечасто — ведь в очереди на показ стояли почтенные Жизели и бойкие Дон Кихоты, не говоря уж об операх; теперь в новом здании на него будет чуть проще попасть — на фестивале его покажут аж четыре раза (7, 8, 18 и 20 июня). Кроме того, можно будет увидеть еще смешного и трогательного «Конька-Горбунка» Ратманского, где Царь ходит со Спасской башней на голове (25 июня), и — главное — российскую премьеру «Concerto DSCH» (4 июля), балет на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича (в названии — инициалы композитора на латинице). Его Ратманский ранее ставил в New York City Ballet и в Ла Скала — теперь и петербуржцы смогут увидеть эту воплощенную музыку, в которой нет никакого сюжета, но есть танцы дивной красоты.
Еще одним значимым героем фестиваля становится Рихард Вагнер. Ему в этом году, как и Даргомыжскому, 200 лет, и в юбилейный год немецкого гения Валерий Гергиев собирает на новой сцене пять его опер — полный цикл о нибелунгах
Гергиев, который, кажется, в момент вагнеровского спектакля способен метать молнии наравне с богами, впервые поставил в репертуар все четыре «нибелунгских» оперы десять лет назад — и это был дирижерский триумф и испытание публики на чуткость и верность: все же обычно вагнеровские оперы длятся по пять с лишним часов. Но зал сидел, не шелохнувшись, и так все четыре раза; это были славные дни музыкального фанатизма. Но надолго «Кольцо нибелунга» в репертуаре не задержалось, потому что силы актеров и музыкантов все же были небезграничны. Потом его возобновили для лондонских гастролей — где публика неприлично орала от восторга, а чопорные лондонские критики, шокированные открытостью страстей (то есть тем, что им показали настоящего, пугающего Вагнера, а не диетическую версию) выдали разгромные рецензии. Теперь этот Вагнер вновь появляется в Мариинке — и пропускать его точно не стоит. Кстати, в некоторые дни начало спектаклей человеколюбиво перенесено на 16:00 часов. А еще в питерском метро запустили поезд-шаттл, который по выходным после закрытия основного движения (в полночь, как обычно) курсирует под Невой (между станциями Адмиралтейская и Спортивная) — так что даже разведенные мосты не смогут помешать по-настоящему пламенной страсти к музыке.
Важные танцевальные визиты на «Звездах белых ночей» состоятся в начале июня и июля — в столицу классического балета приезжают артисты из столиц современного танца и современной хореографии. 9 и 10 июня гостем фестиваля станет израильская компания «Батшева» (она названа в честь баронессы Ротшильд, стоявшей у истоков театра 49 лет назад), и это один из главных театров танца в мире, поражающий выучкой и солнечной энергией артистов. Они везут спектакль «Deca dance», собранный из фрагментов лучших работ их худрука Охада Нахарина. В июле же, с 3 по 5 числа, в Петербурге будет танцевать Нидерландский театр танца — труппа, знаменитая прежде всего как питомник отличных молодых хореографов. Нынешний дуэт худруков — Пол Лайтфут и Соль Леон — сочиняет хореографию вместе, спрессовывая английскую рассудительность Лайтфута и испанский темперамент Леон, и производит спектакли виртуозные, прохладные и яростные одновременно.
Снова — после Вагнера — поминать языческих богов на фестивале будут 22 июня, когда в один вечер покажут две «Весны священные». Сначала — ту самую «Весну» Вацлава Нижинского, которую впервые станцевала труппа дягилевской антрепризы в Париже сто лет назад: с невыносимо зелеными лугами, написанными Николаем Рерихом, с пугливыми девчонками в вышитых рубахах, одна из которых должна быть принесена в жертву Земле ради будущего урожая. А после антракта — свеженькую (премьера состоялась 13 мая) «Весну священную» Саши Вальц, в которой самая знаменитая немецкая хореографиня устроила сражение классического искусства и хаоса — и предсказала, что хаос победит и всем нам мало не покажется. И ту и другую «Весну» мариинская труппа танцует с фантастической самоотдачей, а композитор Стравинский дивно шелестит, свистит и взрыкивает в руках маэстро Гергиева.
Приезжают на фестиваль не только отдельные выдающиеся исполнители, но и целые оркестры — Лондонский симфонический (Валерий Гергиев является и его главным дирижером), Венецианский барочный и Большой симфонический («федосеевский») оркестр. Прилетит на концерт тончайший французский дирижер Марк Минковски; Денис Мацуев придаст энергии Рахманинову; сыграет Чайковского и Шостаковича Джошуа Белл (тот самый американский скрипач хай-класса, что шесть лет назад в Нью-Йорке решил поиграть в переходе метро, чтобы понять, действительно ли люди любят его музыку или только громкое имя — так что ближе к 18 июля надо на всякий случай присматриваться к музыкантам в питерской подземке). А тема Второй мировой, непременно появляющаяся на фестивале и по-особому звучащая в Петербурге, будет обозначена нетривиально и ярко — 23 июня Анна Нетребко, хор и симфонический оркестр Мариинского театра исполнят «Военный реквием» Бенджамена Бриттена, в котором спорят темы вечного покоя и вечного памятного страдания, несогласия и протеста.
Это будет не единственный визит дивы на фестиваль — певица не забывает, что начинала она именно в Мариинке, и 10 июня устроит на новой сцене свой гала-концерт. В его программе — арии и сцены из опер Джузеппе Верди, и таким образом фест отметит еще один
Завершится же фестиваль мировой премьерой оперы Родиона Щедрина — композитор специально для Мариинки написал «Левшу». Подковывать в музыке блоху, разбираться с ироническими пассажами мэтра будет, разумеется, Валерий Гергиев — самый главный бог, герой и звезда фестиваля.