Андрей Блайда

«Полет — нормальный!»

Пилот Андрей Блайда о возрождении престижа своей профессии

Андрей Блайда
Андрей Блайда
Фото: пресс-служба «Аэрофлот»

Андрей Блайда, 32 года. Самый молодой командир воздушного судна А330 в ОАО «Аэрофлот». Родился в Кировограде (Украинская ССР). Окончил Ульяновское летное училище в 2004 году, в компании «Аэрофлот» пилотировал такие воздушные суда как Ту-134, А320, сейчас — А330.

Андрей Блайда стал командиром воздушного судна (КВС) в 26 лет — самым молодым из пилотов «Аэрофлота», которому доверили право управлять среднемагистральным лайнером А-320 потом в 31 — КВС дальнемагистрального А330. В месяц проводит в воздухе не более 90 часов, считает это нормой — влюблен в небо, ставшее вторым домом, и в свою профессию.

«Лента.ру»: В такой должности вас как-то даже неловко называть просто по имени — только Андрей Викторович, а как начинается путь в небо? Почему выбрали для себя такую профессию? Романтика?

Андрей Блайда: Если я скажу, что мой отец, Виктор Андреевич, летчик и тоже командир воздушного судна, а потом заместитель командира авиаотряда А310, то наверняка подумаете, что именно его пример определил будущую судьбу. Но это не совсем так. Стать пилотом — было самостоятельным решением, его мне никто не навязывал. У меня был широкий выбор, мама, Елена Александровна, педагог по профессии — дала очень хорошее образование, которое позволяло поступить практически в любое учебное заведение страны.

Конечно, пример отца где-то сыграл свою роль и по крайней мере я представлял, что такое профессия пилота. Папа, который кстати в свои шестьдесят один продолжает летать, никогда не убеждал меня выбрать именно такую специальность. Да и в 90-х годах профессия летчика уже не была такой престижной, авиапарк постепенно устаревал, новых машин не было, зарплата была маленькой.

Но что-то мне подсказало, что в нашей стране непременно произойдут изменения, система авиационных перевозок возрастет, появится новая техника, а профессия пилота вновь станет престижной. Так оно собственно и произошло, все изменилось, особенно в последние годы, русские летчики опять заслуженно считаются лучшими в мире. И мне приятно, что я работаю во всемирно известной авиакомпании «Аэрофлот».

Вы поступили в авиационное училище сразу после школы? Или держали в голове еще какие-то варианты учебы, в столице, например?

Сразу поступил в Ульяновское авиационное училище — на тот момент единственное и лучшее в России высшее учебное заведение, где готовят летчиков гражданской авиации. Оно и сейчас является профессиональной кузницей кадров. Там самая сильная база, есть на чем летать. Туда на государственном уровне вложили очень серьезные деньги, чтобы подготовка пилотов соответствовала всем современным требованиям.

И если раньше обучение проходило лишь по двум специальностям — пилот и авиационный диспетчер, то сейчас их гораздо больше, что, естественно, повысило и сам статус учебного заведения. Появилась возможность получить специальность по аэронавигации, техносферной безопасности, менеджменту. И, конечно же, диплом выпускника Ульяновского авиационного училища очень ценится не только в России.

Не страшно было в первый раз управлять самолетом?

За штурвал никто неумелого человека не посадит. Первые три года идет серьезный курс теории, а налет проходит на легкомоторных самолетах — это мировая практика. Лишь после вручения свидетельства пилота-любителя можно получить допуск на обучение реактивного самолета — им для меня стал тогда Як-40. Все полеты проходят в сопровождении опытного инструктора. Летать мне всегда нравилось, так что никакой боязни не было. По-другому в авиации нельзя — самолет должен быть продолжением летчика, единым с ним механизмом.

Вы сразу попали в «Аэрофлот»? Там ведь наверняка были серьезные требования?

Да, в авиакомпанию «Аэрофлот» я пришел сразу после завершения учебы, в 2004 году, так что недавно был первый большой юбилей. Собственно об этом и мечтал и, если честно, других вариантов для себя не представлял — стремился попасть именно в эту компанию, которая по праву считается лучшей в России. Моя подготовка была сочтена удовлетворяющей высоким требованиям и я был зачислен в штат. В кресло второго пилота сел лишь после сдачи зачетов, переучивания на Ту-134 — это была моя первая машина. 200 часов налетал с инструктором, потом уже получил возможность самостоятельной работы.

Чем отличается «Аэрофлот» от других авиакомпаний?

Это лидер на рынке авиаперевозок в России, стабильная компания. Работать в «Аэрофлоте» престижно не только для пилотов. Да, требования к летному составу очень высокие, но если ты им соответствуешь, то получаешь прекрасную работу, достойное финансовое вознаграждение. Мне кажется, что для пилота здесь созданы все условия —новые современные самолеты, гибкий график работы, регулярные этапы учебы и усовершенствования. Работа в «Аэрофлоте» — это мечта для любого пилота! Не только российского.

Вы стали самым молодым командиром воздушного судна. Как добиться, чтобы тебе доверили право управления самолетом?

Давайте уточним — я стал самым молодым КВС на дальнемагистральном А-330, самолете первого класса.

Чтобы стать командиром воздушного судна, мне нужно было иметь необходимый налет на данном типе самолета, иметь соответствующую подготовку, знать английский язык 4-го уровня. Ну и зарекомендовать себя в коллективе. Решение о назначении на должность командира принимается в какой-то степени коллегиально.

По блату на такую работу в «Аэрофлоте» не ставят. И даже после принятия решения нужно пройти соответствующий экзамен, который предваряет новый курс обучения — на тренажерах, где моделируются различные ситуации, и в воздухе с инструктором.

Командиры воздушных судов — это какая-то особая каста?

Да нет, мы обычные пилоты, просто с особым уровнем ответственности. Зарплата несколько выше, но и она зависит от часов налета. Необходимо провести в воздухе 90 часов, но для молодых пилотов это не такая большая нагрузка.

Пилотов со стажем в «Аэрофлоте» много? Не закрывают они путь в небо молодым?

Возрастная категория имеет достаточно широкий разброс. Пилота, при соответствии медицинским показателям, допускают к работе до 65 лет. Нижняя планка — выпускники авиационного училища, те, кому немного за двадцать. Все достаточно органично — опытные пилоты обучают молодых, передают им свои знания. Начинающие летчики вливают новую живую струю, они хорошо обучаемы, легко пользуются техническими новинками. Такой симбиоз и позволяет добиваться высокого качества летной работы, надежности полетов.

Ваши коллеги-сверстники, кто они?

У меня много друзей — и на работе, и в личной жизни. Практически 90 процентов моих однокурсников из числа москвичей уже стали командирами воздушных судов, чего-то добились в жизни. При всей разности характеров, моих сверстников можно охарактеризовать как людей устремленных, стремящихся к совершенствованию, желанию выполнять свои обязанности на высоком профессиональном уровне. И работа для нас не фетиш, а предмет гордости. Конечно, присутствует и негласный дух состязательности, стремление проявить себя, добиться чего-то большего. Не на последнем месте находится и семья — это очень важная составляющая часть жизни. В этом мы одинаковы.

Давно вы женаты?

С моей женой Ольгой мы познакомились у друзей, какое-то время общались — проходили лирический период, а три года назад женились. Сейчас подрастает дочка Вика, ей недавно исполнилось 11 месяцев. Ольга, несмотря на декретный отпуск, умудряется еще и немного работать, несколько дней в неделю, чтобы не потерять квалификацию. Она хирург-проктолог и, как я слышал от ее коллег, будет светилом отечественной медицины. По крайней мере в нашем доме проблем со здоровьем нет ни у кого (смеется).

У нас хорошая и уютная квартира, куда всегда так приятно возвращаться после полета. Ну и, естественно, папа и муж домой без подарков не возвращается никогда — из каждой страны привожу им что-то новенькое.

Куда приходится летать? И куда больше всего нравится?

География полетов очень широкая — практически весь мир. Вот ближайший вылет — в Нью-Йорк. Иногда, при рейсах в Индию или Юго-Восточную Азию, пролетаю над территорией Афганистана — туда в начале 80-х возил грузы мой отец, вспоминаю его в небе над Кабулом.

Много рейсов и по России. Из дальних — Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Владивосток.

Но больше всего мне почему-то нравится летать в Южно-Сахалинск. Пролетаешь над всей страной, из-за разницы в часовых поясах останавливаешь время, видишь в небе эффект терминатора — граница света и тьмы, когда за спиной еще светит солнце, а впереди уже звездное небо. На Сахалине очень красивая природа — одновременно по северному суровая и одновременно теплая. Посетил там пролив Лаперуза — там граница нашей родины. На острове, кстати, я пересекался с Владимиром Путиным. Ну, не с ним конечно самим — президент в марте 2011 был там с рабочей поездкой и его самолет стоял неподалеку от нашего лайнера.

15 лет назад, когда он был избран, вы только начинали свой путь в небо. С тех пор для вас многое изменилось?

Правда 15 лет прошло? Круто! Столько изменилось за это время в нашей жизни, целое поколение выросло — талантливых и успешных. Не хочется говорить банальностей, тем не менее, Владимир Путин сегодня лидер России. Это политик мирового уровня, который заставил западный мир вновь уважать нашу страну. Соответственно такого президента уважают и в самой России. Честно говоря я просто не вижу другого человека, который мог бы управлять нашей страной.

Пилоты — люди суеверные? Есть у вас личные приметы? Бога видели? Ну или хотя бы НЛО?

Да нет особых суеверий. При взлете фиксируешь какие-то основные команды, мысленно их проговариваешь. Так же беззвучно произносишь знаменитое гагаринское «Поехали!». Ну и при посадке невольно выдыхаешь.

А вот с НЛО и прочими необъяснимыми явлениями сталкиваться ни разу не приходилось. Почему-то пик неопознанных объектов, которые попадались летчикам в небе, пришелся на начало 90-х. Сейчас это как-то сошло на нет — никто фантастических историй не рассказывает.

В экстремальные ситуации доводилось попадать?

Все проходит в штатном режиме. Ну, если не брать в расчет треснувшие стекла в пилотской кабине — от перегрева, но там тройной слой, все безопасно. Молнии — статический разряд — неприятная вещь, но такая ситуация отрабатывается на тренажерах на земле. Большей частью нештатные ситуации происходят на земле, когда отрабатываешь, скажем, не выход шасси или отказ двигателя. Такие тренировки у нас раз в полгода. А так — полет нормальный!

Голосуйте за участников проекта!

Другие материалы

14:16 29 декабря 2014

Читающие и спортивные

Работодатели и молодежь нашли общий язык
Главный редактор «Ленты.ру» Алексей Гореславский
17:41 25 декабря 2014

«Молодые умеют держать удар»

Эксперты проекта об уникальных качествах поколения П
Дмитрий Абзалов
15:03 23 декабря 2014

«Формируйте собственные цели»

Дмитрий Абзалов о пульсирующем существовании молодежи
Александр Кокорин
19:46 22 декабря 2014

«Не бойтесь своих страхов и чужих мнений»

Победители проекта о своем поколении
21:08 15 декабря 2014

«Постигал профессию пошагово»

Станислав Егоров о победе в Чемпионате WorldSkills и увлечении Ремарком
Андрей Блайда
20:53 15 декабря 2014

«Полет — нормальный!»

Пилот Андрей Блайда о возрождении престижа своей профессии