Читающие и спортивные

Работодатели и молодежь нашли общий язык

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Некоторые HR-специалисты рассматривают новое поколение буквально как новый вид homo sapiens. Будто совсем оно неуправляемо, субординацию не соблюдает, на уме только одно веселье и креатив, а повседневные рутинные задачи бизнеса «от звонка до звонка» решать не готово. Руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob Павел Лебедев развенчивает эти заблуждения.

Другая сторона этого мифа, но уже со стороны молодежи: «без опыта работы никуда устроится уже невозможно. По специальности работать — не вариант — все теплые места забиты. Вот и приходится работать менеджером по продажам или официантом».

Дыма без огня, безусловно, не бывает. Конечно современное молодое поколение, активно погруженное в новые цифровые технологии, находящееся в постоянном информационном и рекламном потоке отличается от старших поколений и по образу мысли и по структуре потребления.

С этим даже спорить странно. Нужно ли бить тревогу? Нет. Нужно ли пытаться понять, в чем отличия молодежи от других работников и каковы ее перспективы на рынке труда? Безусловно. Причем не только HR-специалистам, но и самой молодежи, и их родителям.

Как показывают результаты наших опросов работодателей, к главным качествам сотрудников молодого поколения (до 25 лет) относятся амбициозность (17 процентов), активность (16 процентов), целеустремленность (10 процентов), стремление учиться и развиваться (8 процентов). Также среди популярных черт молодежи называются два негативных качества — безответственность (10 процентов) и лень (7 процентов).

Получается вполне типичный портрет любопытного, пробующего, ищущего молодого человека, известный нам еще по литературе XIX века.

«Как вы считаете, какие качества в работе отличают молодое поколение сотрудников вашей компании (работников в возрасте до 25 лет)?». Опрос работодателей. Апрель 2013

Вариант ответа Вариант ответа
Амбициозность, карьеризм 17% Неопытность, некомпетентность 3%
Активность, энергичность 16% Энтузиазм 3%
Безответственность, разгильдяйство 10% Стремление зарабатывать 3%
Целеустремленность 10% Трудолюбие, работоспособность 3%
Стремление учиться, развиваться 8% Позитивный настрой, оптимизм 3%
Лень, пассивность 7% Желание получать зарплату, не прилагая усилий 3%
Инициативность 6% Завышенные зарплатные ожидания 3%
Самоуверенность, завышенная самооценка, эгоизм 6% Безграмотность 2%
Легкая обучаемость 6% Ответственность 2%
Креативность 5% Стрессоустойчивость 2%
Мобильность 5% Упорство 2%
Новый тип мышления, свежий взгляд 5% Другое 40%
Гибкость, адаптивность 4% Затрудняюсь ответить 9%
Легкомыслие, непостоянство, несерьезность 4%

Само молодое поколение, говоря о том, что для них важно при выборе места работы значительно чаще, чем люди старшего возраста, отмечают «наличие перспектив личного роста» (63% против 27% среди группы 25+) и возможности корпоративного обучения (16% против 8%).

Уровень оплаты труда для молодежи играет примерно такую же роль, как и для людей старшего возраста. А вот спокойной психологической атмосферой в коллективе или эффективностью систем управления молодежь в большей степени готова жертвовать.

Значимые факторы при выборе места работы. Опрос экономически активного населения РФ. Сентябрь 2014

Варианты ответа 18-24 лет от 25 лет
Высокий уровень оплаты труда 65% 62%
Наличие перспектив личного роста 63% 27%
Стабильность / устойчивость компании 47% 54%
Спокойная психологическая атмосфера 30% 35%
Достойный социальный пакет 18% 24%
Эффективность систем управления (ясная организационная структура, описанные бизнес-процессы, понятные «правила игры») 17% 27%
Возможности корпоративного обучения 16% 8%
Гарантии сохранения жизненного баланса 14% 14%
Известность компании / имидж / репутация 8% 8%
Развитая корпоративная культура 4% 4%
Большая доля рынка, которую занимает компания 2% 3%
Величина компании 1% 2%

Если посмотреть на нормативные (т.е. социально одобряемые) представления молодежи о способах проведения досуга, то здесь на первое место выходят занятия спортом (49 процентов), чтение (47 процентов) и прогулки (20 процентов), например, для группы 20-25-летних. Безусловно, с возрастом идеальный образ досуга немного корректируется. Например, для группы 31-35 лет чтение уже менее актуализировано (37 процентов).

«Напишите, пожалуйста, какие три занятия вы считаете самым лучшим средством проведения свободного времени?». Экономически активное население от 20 до 35 лет. Декабрь 2014

Варианты ответа 20-25 лет 26-30 лет 31-35 лет
Занятие спортом 49% 48% 43%
Чтение 47% 41% 37%
Прогулки на свежем воздухе / по городу / по интересным местам 20% 19% 23%
Общение с семьёй / проведение времени со своими родными 12% 15% 15%
Посещение театров / кинотеатров / выставок / концертов / музеев 8% 13% 9%
Общение с друзьями 12% 12% 8%
Путешествия 11% 12% 16%
Активный отдых 6% 9% 8%
Обучение / саморазвитие 10% 8% 6%
Сон 7% 8% 7%
Хобби 8% 8% 9%
Поездки на природу / на дачу 6% 7% 9%
Просмотр телевизионных передач / кинофильмов 14% 6% 8%
Слушать музыку / играть на музыкальных инструментах / петь 10% 5% 3%
Занятие сексом 5% 5% 4%
Занятия с детьми / игры с детьми 3% 5% 11%
Занятие творчеством / искусством 5% 4% 4%
Компьютер /интернет / компьютерные игры 5% 4% 4%
Приготовление блюд / еда 4% 4% 2%
Занятие танцами 3% 3% 0%
Езда на автомобиле /мотоцикле / тюнинг и ремонт авто 2% 3% 2%
Шопинг 1% 3% 3%
Охота / рыбалка 2% 3% 6%
Работа по дому / уборка 2% 2% 2%
Фотографирование 1% 1% 1%
Работать / подрабатывать 1% 1% 2%
Употребление алкоголя 1% 1% 1%
Йога / медитация 1% 1% 1%
Проведение времени с животными 1% 1% 1%
Ничегонеделание 0% 1% 1%
Поход в гости 0% 1% 0%
Просмотр спортивных мероприятий 1% 0% 0%
Посещение бани / сауны 0% 0% 1%
Посещение кафе / ресторанов / клубов 0% 0% 1%
Другое 8% 8% 11%
Затрудняюсь ответить 2% 2% 4%

Крайне важно также отметить тренд на постепенно возрастающий интерес молодежи и их семей к получению среднего специального образования. Ежегодные опросы родителей, имеющих детей, которые заканчивают школу свидетельствует о постепенном снижении значимости высшего образования.

Если в 2010 планы на обучение в вузе имелись у 80 процентов родителей, то к 2014 об этом говорили всего 55 процентов. При этом доля тех, кто планирует пойти в среднее учебное заведение, увеличилось почти трехкратно с 8 до 21 процента.

«После окончания школы Ваш ребёнок продолжит обучение в…» (Опрос экономически активного население России, имеющее детей, заканчивающих в этом году школу)

Варианты ответов Июнь 2010 Июнь 2011 Май 2012 Май 2013 Май 2014
среднем учебном заведении (техникум, колледж) 8% 11% 19% 22% 21%
высшем учебном заведении (университет, институт) 80% 65% 58% 56% 55%
учиться не пойдёт, пойдёт работать 2% 2% 1% 2% 1%
мой ребёнок ещё не определился – пока не решили 6% 15% 17% 12% 17%
не знаю / затрудняюсь ответить 4% 7% 5% 8% 6%

Наш исследовательский центр регулярно проводит анализ зарплатных предложений по самым разным профессиям. Представители рабочих профессий получают вполне конкурентную зарплату, в сравнении, например, с модными интернет-профессиями.

Например, слесарь-сантехник может рассчитывать на зарплату до 75 тысяч рублей в месяц (в среднем около 40-50 тысяч), примерно также как и контент-менеджер, монтажник окон ПВХ – до 100 тысяч рублей (в среднем 45-65 тысяч) — примерно также как и менеджер по контекстной рекламе.

В завершении еще один аргумент в пользу того, что работодатели и молодое поколение не просто найдут, а уже находят общий язык. Семь из десяти работодателей готовы брать на работу выпускников вузов без опыта работы. За пять лет с 2009 по 2014 год этот показатель вырос с 54 до 70 процентов.

«Берёте ли вы на работу выпускников вузов без опыта работы?» (опрос работодателей)

Вариант ответа Июнь 2009 Июнь 2010 Июнь 2011 Июль 2012 Июнь 2013 Июнь 2014
да 54% 58% 66% 71% 72% 70%
нет 36% 32% 24% 20% 20% 21%
затрудняюсь ответить 10% 10% 10% 9% 8% 9%

Что интересно, размер штата компании позитивно влияет на готовность трудоустраивать молодых специалистов. Среди крупных компаний (более 1000 сотрудников) готовых брать молодых специалистов — 82%. От 500 до 1000 сотрудников — 77%. А вот среди небольших компаниий, с численностью до 50 сотрудников только 60% готовы трудоустраивать выпускников без опыта работы.

В результате образ молодого поколения на рынке труда оказывается не так уж непонятен и проблематичен. Основные мотивы в профессиональной деятельности — развиваться, образовываться найти свое место, параллельно реализуя насущные материальные потребности. В личной жизни – желание заниматься спортом (поддерживать здоровье), читать (развиваться, узнавать новое), гулять и общаться.

Насколько идеальные представления и желания находят отражение в реальной жизни — отдельная тема. Но что рассказывает о нас более точно, если не идеалы, стремления и ценности?

Голосуйте за участников проекта!

Другие материалы

14:16 29 декабря 2014

Читающие и спортивные

Работодатели и молодежь нашли общий язык
Главный редактор «Ленты.ру» Алексей Гореславский
17:41 25 декабря 2014

«Молодые умеют держать удар»

Эксперты проекта об уникальных качествах поколения П
Дмитрий Абзалов
15:03 23 декабря 2014

«Формируйте собственные цели»

Дмитрий Абзалов о пульсирующем существовании молодежи
Александр Кокорин
19:46 22 декабря 2014

«Не бойтесь своих страхов и чужих мнений»

Победители проекта о своем поколении
21:08 15 декабря 2014

«Постигал профессию пошагово»

Станислав Егоров о победе в Чемпионате WorldSkills и увлечении Ремарком
Андрей Блайда
20:53 15 декабря 2014

«Полет — нормальный!»

Пилот Андрей Блайда о возрождении престижа своей профессии