Известный российский политолог Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций был первым, кто ввел в обиход термин «поколение П» в иследовании «15 лет Путина: начало новой эры». Практически одновременно стартовал совместный проект «Ленты.ру» и «Живого журнала», в котором две популярные интернет-площадки попытались проанализировать, что представляет из себя современная молодежь. Эксперты и наши герои рассказывали о себе и молодежных трендах, а пользователи голосовали за самых ярких представителей поколения П. И вот проект «Поколение» завершен. Логично предоставить слову тому, с кого все начиналось.
«Лента.ру»: Что, на ваш взгляд, максимально полно характеризует современного молодого человека?
Дмитрий Абзалов: Сверхмобильность во всех отношениях. С точки зрения его трудовой деятельности, образования. Современному молодому человеку в отличие от предыдущих поколений приходится действовать быстроменяющейся информационное среде. В этом противоречивом информационном потоке он должен достаточно оперативно принимать решения. Иногда, это приводит к тому, что он не достаточно глубоко погружается в предмет, – и в этом есть определенная проблема, – но он начинает ориентироваться во многих сферах. Эти сферы носят межотраслевой характер. Современный молодой человек – это специалист с разнонаправленными взглядами как в профессиональной области, так и сточки зрения информационного восприятия.
Когда начинался наш проект, вы определили людей в возрасте до 35 лет ёмким термином – «Поколение П» (Поколение Путина). Как бы вы для себя лично расшифровываете этот термин?
На мой взгляд, Владимир Путин является неким рамочным образом. Большинство социальных групп поколения «тридцать пять минус», которые при нем сформировались и персонализировались, выстраивают коммуникацию именно с ним. Как это не парадоксально звучит, но Президент Владимир Путин – это концентрированная персонификация всех политических институтов России.
Это тот коммуникатор, с которым любой человек в нашей стране может говорить. Причем говорить не только посредством бюллетеней, голосуя «за» или «против», а именно путем прямой коммуникации. Участие представителей поколения П во многих политических проектах, в том числе молодежные – это попытка в эту коммуникацию вступить.
Активная жизненная позиция характерна для молодых людей? Или они плывут по течению?
Позиция молодежи очень выборочна. В разнообразном информационном поле гиперактивность молодого человека в каком-то конкретном направлении предполагает, что в других областях жизнедеятльности его защитная часть сознания становится аморфной. Сознание молодого человека становится очень пульсирующим, как сейчас принято говорить «кликовым». Молодой человек может гиперактивизироваться на несколько дней в одной сфере, но абсолютно выпасть из других. За счет доступности информационных и других ресурсов человек может мобилизоваться и очень многое сделать. Но после этого следует период гиперапатии.
Вот это пульсирующее существование, – не по нарастающей, а всплесками, – и есть основная особенность поколения П.
Что бы вы хотели пожелать поколению П?
Основная проблема в этом сегменте – целеполагание. У человека должна быть цель, Она организует его сознание. Она указывает людям на направление их движения. Цель – это то, чем человек живет в перспективе. В большинстве случаев до тридцати пяти лет человек определяется в своей жизни.
Я бы на самом деле пожелал спокойного самостоятельного формирования собственных целей, причем тех, которые будут долгосрочными, по которым можно выстроить свою будущую жизнь.
Многие молодые люди в связи с процессами инфантилизации общества откладывают этот процесс. Они пока существуют в сегменте предвыбора. Но они обязательно выберут эту цель. Выбор цели накладывает определенную отвественность, она организует пространство вокруг человека, делая его более понятным.
Понимание происходящего и целеполагание – это основные характеристики, которые важны для молодого человека.